Дирк Хохштрате полагает, что будущее — за платформой Andriod
Дирк Хохштрате полагает, что будущее — за платформой Andriod

Разговоры о преимуществах облачных вычислений идут не первый год, но опасения относительно сохранности данных в облаке не убывают. Новая угроза безопасности возникает и со стороны мобильных устройств, которые за несколько лет стали частью повседневной жизни и компаний, и домашних пользователей. На недавней выставке CeBIT поставщики средств информационной безопасности рассказали о том, какой ответ они готовят вызовам времени.

Мобильные платформы и социальные сети

Немецкая компания G Data Software, традиционно ориентирующаяся на малый и средний бизнес, а также на домашних пользователей, привезла на CeBIT 2011 решение MobileSecurity, предназначенное для смартфонов на платформе Android.

«В течение многих лет мы считали, что нет смысла работать с мобильными платформами. Рынок очень разрозненный, на нем много вендоров и вариантов платформ: Apple, BlackBerry, Android, Windows Mobile, Symbian. Тогда нам очень мало встречалось вредоносного кода для мобильных устройств», — прокомментировал появление новинки Дирк Хохштрате, член правления G Data.

Однако, по его словам, ситуация изменилась коренным образом два года назад, когда Google выпустила платформу Android, которая начинает доминировать на рынке (в 2010 году, по оценке Хохштрате, ее рост достиг примерно 900%). На Android обратили взоры и другие разработчики средств безопасности. Так, компания Eset привезла на CeBIT бета-версию собственного решения для Android.

Наталья Касперская, генеральный директор компании InfoWatch и председатель совета директоров «Лаборатории Касперского», видит в распространении разнообразных мобильных платформ серьезную угрозу безопасности информации, полагая, что их существование «создает огромную дыру для утечки данных». По ее словам, пока не очень понятно, что делать с этим «зоопарком», как защищать мобильные устройства — и с точки зрения предотвращения утечек данных, и с точки зрения будущих угроз. Она также полагает, что с развитием платформы Android появится достаточное количество вирусов для нее и что защита мобильных устройств будет отдельным большим направлением деятельности.

Что до остальных платформ, то, как считает Хохштрате, они переживают упадок, и поэтому в компании о них думают гораздо меньше. Однако известие о партнерстве Nokia и Microsoft, вследствие которого на смартфонах финской компании будет устанавливаться Windows Mobile 7, по его мнению, говорит о том, что рынок вновь ждет перетасовка.

В G Data также отмечают опасность социальных сетей. В компании полагают, что атаки в социальных сетях очень похожи на распространение червей в электронной почте, но в социальных сетях успешность таких атак возрастает в десять раз из-за человеческого фактора: люди склонны доверять сообщениям, приходящим от их друзей. Для обеспечения безопасности G Data собирает информацию о ресурсах, и если выясняется, что они опасны, то она помещается в облачную базу данных. «В Германии сейчас мы запускаем G Data Cloud Security, это бесплатный плагин для Internet Explorer и Firefox, проверяющий адреса, на которые вы пытаетесь зайти», — заявил Хохштрате.

На российский рынок G Data вышла в конце 2009 года и в ближайшее время планирует открыть в Москве полноценный офис с шестью-восемью сотрудниками, а также выйти на рынки Украины и Белоруссии. За прошлый год в России компания продала несколько тысяч коробочных продуктов домашним пользователям и сейчас начинает продажи через Интернет. Также у компании более 30 партнеров в регионах в области продаж B2B.

Впереди Европы

Доминирующим направлением в области информационной безопасности, по мнению Касперской, сейчас становится защита данных. В то время как инфраструктура компаний уже более или менее защищена, данные остаются уязвимыми, например потому, что в процессе работы быстро «плодятся» новые документы, часто оцифровываются и старые. Другая проблема — возрастает сложность данных, категоризация информации превращается в отдельную задачу, которая пока не получила решения.

При этом она отметила, что российские компании не любят пускать на свою «кухню» чужих. Поэтому, например, у InfoWatch пока нет решений для облаков. Однако со временем появятся центры, которые будут сертифицировать провайдеров услуг на предмет безопасности, договоры, охватывающие весь спектр возможных проблем, и т. д. И преимущества облачных вычислений возьмут верх.

Сейчас InfoWatch планирует развивать продажи на Ближнем и Среднем Востоке.

А вот попытки работать на немецком рынке, по словам Касперской, оказались не очень удачными: местные предприятия опасаются гнева профсоюзов, выступающих против слежения за перепиской сотрудников. «Рынок DLP здесь, как ни странно, меньше развит, чем в России. Германия в этом плане отстает на два шага, — утверждает Касперская. — Но мы не теряем надежды, мы будем развивать рынок. Мы будем защищать не от утечек вообще, а от конкретных типов утечек для конкретных ниш».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF