Формирование рынка телекоммуникационных магистральных транспортных сетей в России вошло в завершающую стадию, отмечалось на конференции TransportNetworks Russia 2011, организованной компанией ComNews.

После громких слияний и приобретений последних лет рынок магистральных каналов приготовились поделить между собой пять операторов национального масштаба — «Ростелеком», «Транстелеком», «ВымпелКом» (включая «Голден Телеком» и «Раском»), «МегаФон» (включая «Синтерру»), МТС (вместе с «Евротел»). Этой «большой пятерке» принадлежат примерно 75% установленной емкости магистральной инфраструктуры связи в стране. Впрочем, пока рано сбрасывать со счетов еще двух игроков — «Старт Телеком» и международную магистральную сеть RETN, на которые в совокупности приходится порядка 20% установленной емкости.

Общая протяженность магистральных каналов ВОЛС на территории России сейчас составляет 400 тыс. километров, 26% из них принадлежит так называемым инфраструктурным поставщикам — РЖД, ФСК ЕЭС, «Газпрому», нефтяным компаниям. Последние активно интегрируются в телекоммуникационный бизнес, предоставляя традиционным операторам «право прохода» по своим ВОЛС.

Таким образом, за последние пять лет в России сложилась высококонкурентная обстановка на магистральном рынке, делает вывод советник президента компании «Транстелеком» Виталий Шуб. А основным средством борьбы на этом рынке является стоимость услуг. По данным Yankee Group, при выборе поставщика телекоммуникационной емкости 80% заказчиков главным критерием называют цену услуг, и только 57% — их качество.

По оценкам аналитиков, с 2005-го по 2010 год цена на российский телекоммуникационный транзит снизилась в разы. Например, по направлению «Москва – Европа» она сократилась с 23,7 долл. за 1 Мбит/с до 5,7 долл. за канал такой же производительности. Это стало возможным не только в результате жесткой конкуренции, но и благодаря существенному прогрессу в области оптических технологий. Инновации в этой сфере обусловили радикальное сокращение себестоимости полосы пропускания.

Существующие магистральные ВОЛС позволяют обеспечить миграцию со скорости 10 Гбит/с до 40 Гбит/с довольно экономичными методами. И если себестоимость мегабитного канала в десятигигабитных сетях составляет 10-15 долл., то в сетях на основе технологии 40G этот показатель составляет уже 3-5 долл. Между тем в настоящее время на рынке проектируются системы 100G, которые обеспечат себестоимость полосы пропускания в пределах одного доллара за мегабит.

«Цены на магистральном рынке имеют одну тенденцию — быстро снижаться», — констатировал Шуб. Удержать их не сможет даже рост потребности в транзитной емкости, который с 2010-го по 2015 год возрастет в Центральной России в пять-семь раз.

Завершившаяся консолидация среди рыночных игроков и стремительное сокращение стоимости услуг на фоне растущих объемов их потребления красноречиво свидетельствуют о высокой степени зрелости рынка телекоммуникационных магистральных каналов в нашей стране.