Идея технологических общин была высказана еще в 1968 году профессором Гарреттом Хардином Но еще более удивительно то, что мощности постоянно наращиваются — для серверов прирост мощности составляет 28% в год, для мэйнфреймов — 17% и для систем хранения данных — 45%.

Пришло время для совместного использования ИТ-ресурсов на уровне предприятий, а также для совместной «уборки ИТ-мусора», что может быть достигнуто путем образования своего рода «технологических общин».

Общины станут фундаментом для организации крупномасштабного совместного использования ресурсов. Они позволят максимально эффективно использовать технологические мощности в глобальном масштабе и создадут основу для формирования технологических сервисов. К числу последних могут относиться самые разнообразные сервисы — от простых услуг потребительского класса, таких как выход в компьютерные сети, предоставление различных возможностей для настольных компьютеров или электронной почты, до поддержки решения сложных вычислительных задач и крупных баз данных. На деле такими структурами вполне могут стать Интернет, облака, предлагаемые компанией Google, а также различные группы на базе Amazon или, например, Yahoo.

Эта идея далеко не нова — она была высказана еще в 1968 году профессором Гарреттом Хардином. «Представьте себе пастбище, открытое для некой общины пастухов, — писал он. — Каждый пастух стремится увеличить поголовье своего стада, к тому же стремятся и все остальные. Ими принято соглашение, по которому они могут совместно использовать это пастбище. Каждый пастух пользуется всеми преимуществами роста своего стада, а расходы, связанные с заботой о пастбище, несут все вместе».

Теперь перенесемся на 40 лет вперед и сравним выпас огромного разросшегося стада со столь широко распространенными сейчас соглашениями об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA). Часто выгоды от этих соглашений получает только один пользователь или группа, при этом стоимость всего пакета разделяемых услуг растет. Эти расходы могут нести все, но только немногие получают отдачу.

Представим, однако, что можно создать настоящие технологические общины, объединяющие в себе базовые ИТ-сервисы одной или нескольких компаний, в состав которых входят наиболее популярные возможности, поддерживаемые на некотором базовом уровне и не «отягченные» необходимостью гарантировать какие-либо специальные требования. В этом случае не придется нести все большие расходы из-за все более интенсивной эксплуатации «пастбища»; напротив, при этом обеспечивается экономия за счет увеличения масштаба.

Эти общины могут взять на себя наиболее фундаментальные ИТ-сервисы, а впоследствии расширить свои предложения, например, до вычислений в облаке или предоставления сервисов хранения. Это может быть реализовано также и на уровне приложений. Хорошим примером может служить и предоставление программ в качестве сервисов (Software as a Service, SaaS).

Всегда останутся группы, нуждающиеся в каких-то особых возможностях, которые не могут предоставить общины. Например, в сфере финансовых услуг предъявляются специальные требования к электронной почте, которые не поддерживаются такими системами, как Gmail. В то же время сервисы, подобные Gmail, могут предоставляться общинами низкого уровня, а общины более высокого уровня могут добавлять более специализированные возможности, не разрушая при этом ценовую структуру базовых. Разумеется, в рамках этой модели организации, предъявляющие специфические требования к ИТ, окажутся «вне общины», то есть им потребуются только индивидуальные сервисы.

Большинству предприятий сегодня имеет смысл пересмотреть стратегию совместного использования ресурсов и перейти к полноценной «общинной» модели, отказавшись от соглашений об уровне обслуживания. Это приведет к еще большему совершенствованию экономики разделения ресурсов и предоставления масштабных сервисов. Получая дополнительные преимущества от сотрудничества, большинство организаций смогут совершенствовать и предоставляемые сервисы, ориентированные на более специфические требования.

Такая стратегия отражает потребности предприятий в условиях недостаточного использования ресурсов, а также роста накладных расходов на их поддержку.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF