Сделка должна быть одобрена и другими полномочными органами, в том числе в России и в Китае, но ее утверждение Европейским союзом уже представляет собой значительный шаг вперед.

Вхождение Sun в состав Oracle одни называют событием, обещающим перевернуть всю программную отрасль, а другие — сделкой, которая похоронит один из наиболее успешных в мире проектов развития программного обеспечения с открытым кодом — СУБД MySQL.

Тем не менее, согласно вердикту Европейской комиссии, никакой угрозы свободной конкуренции сделка не несет.

В Еврокомиссии утверждают, что проведенное расследование показало, что Oracle и MySQL не являются конкурентами в сегменте СУБД старшего класса

«Сегодня я полностью удовлетворена тем, что уровень конкуренции и темпы внедрения инноваций сохранятся на всех затрагиваемых этим событием рынках, — отметила еврокомиссар по антимонопольной политики Нили Кроес. — Приобретение Oracle компании Sun должно способствовать повышению эффективности использования важных активов и созданию новых инновационных продуктов».

В ноябре Европейская комиссия, являющаяся главным антимонопольным регулятором Евросоюза, выражала серьезную озабоченность запланированной сделкой. Получалось, что крупнейший в мире разработчик закрытых СУБД получает полный контроль над MySQL — подразделением Sun, которое занимается развитием СУБД с открытым кодом и в последние годы сумело отвоевать довольно существенную долю рынка у своих гораздо более могущественных конкурентов: Oracle, IBM и Microsoft.

Опасения развеялись в декабре, после того как корпорация Oracle взяла на себя обязательство поддерживать MySQL на протяжении пяти лет с момента завершения сделки. Правда, соответствующее обещание было дано не самой Еврокомиссии, а поставщикам, разработчикам программного обеспечения и клиентам MySQL.

Поясняя принятое решение, члены Еврокомиссии заметили, что опасения по поводу дальнейшей судьбы MySQL оказались не настолько серьезными, как это представлялось ранее: «Наше расследование показало, что, хотя Oracle и MySQL действительно конкурируют друг с другом в определенных секторах рынка СУБД, в других сегментах (в частности, в сегменте СУБД старшего класса) конкурентами они не являются».

Остается и еще одна вполне достойная альтернатива MySQL — СУБД с открытым кодом PostgreSQL. Она вполне может расширить сферу своего влияния, заручившись поддержкой тех сил, которые сегодня отдают предпочтение MySQL.

Кроме того, никто не мешает разработчикам программного обеспечения с открытым кодом сформировать еще одну ветвь MySQL, составив тем самым конкуренцию Oracle.

Основным доводом в пользу одобрения сделки регулирующими органами стало публичное обязательство поддерживать СУБД с открытым кодом на протяжении последующих пяти лет, взятое на себя корпорацией Oracle перед пользователями MySQL, разработчиками и клиентами.

Соответствующее заявление со стороны Oracle прозвучало 14 декабря. Это придало Европейской комиссии оптимистичный настрой, и в тот же день ее члены отметили, что шансы на положительное заключение заметно возросли.

Пресс-секретарь Комиссии Джонатан Тодд подчеркнул важность обещаний Oracle для безопасного утверждения сделки. «Принятые корпорацией обязательства, безусловно, будут учтены в числе других определяющих факторов», — сообщил он.

Критики сделки, и особенно те из них, кто выступает против получения Oracle контроля над MySQL, разочарованы решением, которое они назвали капитуляцией Еврокомиссии.

Один из основателей компании MySQL, Майкл Видениус, активно выступал за то, чтобы Комиссия исключила MySQL из сделки.

По его словам, Еврокомиссия отказалась защищать MySQL, для того чтобы сохранить лицо.

Отход Комиссии от ранее занимаемой позиции он назвал «нечестным», отметив, что его мнение и мнение других противников включения MySQL в состав Oracle в данном случае не учитывалось.

«Узнав о том, что Oracle получает MySQL без каких-либо дополнительных условий, мне, как европейцу, стало стыдно за нашу систему регулирования», — заявил шведский разработчик программного обеспечения.


Будущее Java в руках Oracle неясно

Компании, разрабатывающие программные продукты на основе Java, пока не пришли к единому мнению о перспективах развития этой платформы после слияния Oracle и Sun Microsystems.

В компании Red Hat опасаются, что Oracle поставит Java под более жесткий контроль, чем Sun, и ограничит возможности независимых разработчиков. Сама Sun, по крайней мере до начала разработки сервера приложений Glassfish, не пыталась конкурировать на рынке связующего программного обеспечения с HP, IBM, BEA Systems или самой Red Hat, отмечают в компании. Однако Oracle активно этим занимается, и благодаря контролю над спецификацией Java могла бы затруднить работу конкурентов.

Пока, впрочем, нет никаких указаний на подобное развитие событий. Oracle всегда активно участвовала в инициативе Java Community Process и настаивала на большей открытости платформы Java. Кроме того, Java обладает открытыми исходными текстами, отмечают в компании VMware. Основная часть работ сейчас касается не самого языка Java, а различных программ на его основе. Выгода, которую Oracle получит от сохранения и развития Java, намного больше, чем она могла бы получить от усиления контроля.