Термину knowledge worker, предложенному Питером Друкером в 1959 году, исполнилось полстолетия, и в мире, где глагол «гуглить» понятен едва ли не всем и каждому, навыки информационного работника во многих случаях уже входят в число обязательных требованийТермин «информационный работник» я впервые услышала в начале 90-х годов прошлого века, когда футурист Элвин Тоффлер рассуждал об экономике знаний. На самом же деле об информационном работнике — knowledge worker — еще в 1959 году говорил Питер Друкер.

Но даже и спустя три десятилетия от данного словосочетания веяло ветром научной фантастики. Вместе с тем оно внушало некоторое беспокойство, поскольку сигнализировало о грядущих изменениях в способах осуществления американской мечты. Будущее должно принадлежать тем, кто привык работать головой, а не руками.

Сегодня термину Друкера исполнилось полстолетия, а в мире, где глагол «гуглить» понятен едва ли не всем и каждому, навыки информационного работника во многих случаях уже входят в число обязательных требований. Все это заставило меня задуматься о том, какой образ приобретет информационный работник в своей следующей «версии», какими навыками специалисты в области ИТ должны владеть в совершенстве уже сейчас и какие потребуются через несколько лет.

И вот что я думаю по этому поводу.

Деловая хватка. Хороших навыков в области ИТ еще недостаточно. Их следует воспринимать лишь как необходимый фундамент. По-настоящему же ценным сотрудником или подрядчиком вас сделает способность понимать, как решать проблемы, стоящие перед бизнесом. Работая над новым проектом, подумайте: какие перспективы он открывает с точки зрения бизнеса? В чем заключается позитивное влияние ваших идей на бизнес? Каким образом с помощью информационных технологий можно решить задачи, стоящие перед бизнесом? Проанализировав все факторы на макро- и микроуровне, вы получите возможность принять участие в более масштабной дискуссии.

Мышление с точки зрения открытого кода. Рассматривая феномен Linux с чисто человеческой точки зрения, можно заметить, что речь здесь идет о получении доступа к знаниям своих коллег и создании сетей обмена опытом. Если вы проявите качества лидера, умеющего использовать идеи других и создавать отличные решения путем извлечения всего самого лучшего из человеческой системы (то есть из вашей команды), вы сможете подняться выше тех, кто сконцентрирован исключительно на своем индивидуальном вкладе.

Сверхобщительность. Призывы к общению обрушиваются на нас так часто, что мы перестали на них реагировать. Мой старый приятель по цеху как-то заметил: «Я пришел в сферу ИТ потому, что не хотел общаться с кем бы то ни было, и что же в итоге?!» А тем, кто надеется преуспеть без хороших навыков общения, хочу открыть еще более горькую правду: одного только общения окажется недостаточно. Нужно быть сверхобщительным. Повторяйте одно и то же разными словами, пока не достучитесь до людей. От вас требуется передать большой объем информации, и, если вы хотите, чтобы сообщение дошло до адресата, оно должно быть простым, понятным и часто повторяемым. Помните, что нельзя хоронить суть на дне длинного электронного послания!

«Забудьте все, чему вас учили». Адаптация невозможна, если мы продолжаем делать все так же, как раньше — особенно в меняющейся среде. Как сказал Эйнштейн, нельзя решать проблемы, опираясь на тот же тип мышления, с которым эти проблемы создавались. Для того чтобы добиваться успехов и двигаться вперед, нужно уметь забывать то, чему вы научились ранее. Не возводите в абсолют все, что узнали вчера. Будьте открыты для новых возможностей, о которых сегодня вам еще ничего не известно.

Эволюционное управление. Все мы любим вычеркивать из списка выполненные пункты, но в действительности мало что из этого решено раз и навсегда, ведь мир продолжает развиваться. Возьмем, к примеру, Web-сайт. Многие говорят, что им хочется всего лишь «доделать» свой сайт до конца. Но каждый, кто когда-нибудь управлял подобным проектом, знает, что этого не произойдет никогда. Посмотрите внимательнее на выполняемую работу и свою роль в ней — проекты находятся в постоянном движении, понятия окончательной готовности здесь просто не существует. Вместе с тем это не означает, что отсутствуют промежуточные этапы, позволяющие устанавливать цели и оценивать достигнутый прогресс. Однако финишная черта постоянно сдвигается по мере изменения окружающей обстановки.

Предпринимательский дух. Чем заметнее ваша деловая жилка, тем лучше, даже если вы работаете на какую-то компанию. Предприниматели находятся в постоянном и быстром движении. Они являются проводниками изменений. Их жизнь проходит в непрерывном поиске новых возможностей — не только для себя, но и для людей, с которыми и на которых они работают. С учетом набирающего силу ИТ-аутсорсинга развитие и совершенствование своих предпринимательских качеств поможет вам вырваться с обочины на центральные роли и получить преимущество перед окружающими.

Мастерство управления проектами. Я часто повторяю, что управление проектами — это искусство выполнения намеченного. Что люди ценят в любой экономике? Результаты. Независимо от того, над чем вы сейчас работаете, вам нужно сконцентрироваться на поисках путей достижения успеха и своей роли в управлении этим успехом. Если вы не чувствуете, что обладаете достаточными навыками в области управления проектами, рассмотрите возможность получения сертификата PMP. Это особенно важно для ИТ-специалистов, работающих по договору подряда на государственные организации или крупные предприятия, для которых сертификат PMP является весомым подтверждением компетентности в области управления проектами.

Управление виртуальной командой. Сегодня многие команды разработчиков рассеяны по разным часовым поясам и объединяют людей различной культуры. В таких условиях специалисты, умеющие успешно управлять другими на расстоянии, в условии отсутствия ежедневных контактов, зарабатывают дополнительный авторитет и выходят на передний план. Большое значение также приобретает понимание различий между представителями разных культур. Пройдите курс межэтнического общения и поинтересуйтесь у людей их собственными предпочтениями. Если вы работаете в виртуальной команде, регулярно проводите телеконференции или электронные совещания. Следите за достигаемыми результатами и делитесь этой информацией с командой. Не скрывайте успехов и провалов. Вовлекайте членов команды в поиск путей совершенствования взаимодействия и повышения эффективности. Людям нравится, чтобы решения принимались с учетом их мнения, поэтому не стоит думать, что только вы обязаны знать ответы на все вопросы.

Именно такой подход помог мне добиться успеха. Благодаря ему я прошла путь от офицера вооруженных сил до научного сотрудника, а теперь занялась еще и предпринимательской деятельностью. Попробуйте примерить мои рекомендации на себя и оценить, что из перечисленного помогает адаптироваться к изменению ситуации и открывает новые перспективы для дальнейшего движения вперед.