Татьяна Остроухова: «Компьютеры людям нужны. Кому для бизнеса, кому для развлечения»Опрос, проведенный Computerworld Россия совместно с OSP TV («Полугодие надежды на государство», Computerworld Россия, № 35, 2009), показал, что состояние розничного сегмента компьютерного рынка оценивается большинством как самое тяжелое с наименее благоприятными перспективами восстановления. Своей точкой зрения на настоящее и будущее компьютерного ритейла делится Татьяна Остроухова, менеджер по работе с розничными партнерами в российском офисе ASUSTeK.

Не так давно мы опрашивали представителей различных сегментов рынка, экспертов из IDC. Практически все полагали, что розничный рынок пострадал сильнее всего от кризиса и медленнее всего будет восстанавливаться. Вы того же мнения?

Оценки падения розничного рынка колеблются от 25 до 50%, в целом за 2009 год мы достаточно оптимистично оцениваем его в 25-30%. Большинство аналитиков полагают, что, скажем, к середине будущего года зарплаты вернутся к докризисным показателям и покупательная способность соответственно тоже вернется к уровню 2008 года. Надо также отметить, что начиная со второго полугодия 2009 года на рынке наблюдалась некоторая нехватка товара в связи с глобальным дефицитом комплектующих для ноутбуков.

Заметны ли в нынешнем году сезонные всплески продаж?

В сентябре по уровню продаж мы приблизились к уровню 2008 года, в августе-сентябре отстали всего на 5-10%. Это несмотря на то, что в августе, а потом и в сентябре многие ждали второй волны кризиса. Большинство, похоже, уже подустало от негативных прогнозов, и настроения более или менее оптимистичные. Насколько они верны, мы увидим, я думаю, в начале 2010 года.

Компьютерной розницей занимаются очень разные компании, от всеядного «Ашана» до специализированных сетей. Кто из них тяжелее перенес кризис?

Большие ритейловые компании, конечно, ощутимо пострадали, им перестали выдавать кредиты, выросли их задолженности перед поставщиками, оборачиваемость товара упала. Постепенно ситуация нормализуется, какие-то задолженности закрываются, поставщики опять предоставляют товарные кредиты, банки начинают активизироваться. И в результате большие компании начинают отбирать долю у мелких. Наметилась тенденция — небольшие розничные компании начинают входить во франчайзинговые сети, скажем, «Позитроники» или «Эксперта», организуют своеобразные закупочные кооперативы, которым под больший объем легче получить скидки, а под известное имя — кредиты.

Насколько падение спроса равномерно географически?

Довольно неравномерно. Скажем, нефтяные регионы пережили кризис относительно спокойно. «Несырьевые» регионы, где было одно-два «регионообразующих» предприятия, которые и до кризиса порой не процветали, пострадали, естественно, больше.

Меняется ли как-то спрос по товарным группам? Быть может, стали больше собирать сами и увеличился спрос на комплектующие, а не на готовые изделия?

Были такие прогнозы. Говорили еще, что ноутбуки перестанут быть столь популярными из-за большей стоимости. Такой эффект был, но только в первом квартале, да и то не все три месяца. А потом снова начался плавный рост популярности ноутбуков относительно других товаров.

Насколько изменились ценовые предпочтения российских покупателей? Сильно ли упала средняя цена покупаемого ноутбука или материнской платы?

Упала, конечно, но, с другой стороны, в кризис часто рассматривают технику, в том числе и компьютерную, как средство вложения денег при резких колебаниях валютных курсов. Естественно, если рассматривают это как долгосрочные инвестиции, то покупают далеко не самое дешевое, смотрят на соотношение цены и качества. Поэтому сейчас хорошо продаются ноутбуки среднего сегмента, от 25 тыс. до 30 тыс. руб., и даже выше 35 тыс. Но недорогих устройств, стоимостью от 18 тыс. до 24 тыс., продается больше.

Это статистика по ноутбукам? А модные прежде нетбуки?

Продажи нетбуков несколько подвержены сезонным факторам. Большой всплеск продаж был с апреля по июль — брали с собой в отпуск. Сейчас снова рост спроса — покупают новогодние подарки.

Есть ли смысл и возможность выводить в такое время на рынок новые группы товаров? Скажем, так называемые смартбуки?

Любой новый товар сначала воспринимают скептически. Например, нетбуки. Первое время не все понимали, что это такое и зачем они нужны, потом они стали популярны в качестве недорогого компьютера в поездку или для подарка. А так — любой товар с разумной ценой найдет своего пользователя.

Вернемся к игрокам рынка. Заметен ли вызванный кризисом отток компаний? Не отходят ли, скажем, владельцы компаний от дел, «на заслуженный отдых»?

Можно наблюдать, что одновременно с некоторым оттоком из компьютерного бизнеса в компьютерный бизнес приходят игроки с других рынков. Скажем лидеры телекоммуникационной розницы, такие как «Связной» или «Евросеть», сейчас быстро развивают продажи и нетбуков, и ноутбуков. Приходят и игроки с более далеких от ИТ рынков.

То есть получается, что ИТ в среднем выглядит лучше, чем остальной бизнес?

Да, были случаи, когда предприниматели выводили деньги из, допустим, строительного бизнеса и вкладывали в ИТ-розницу. Наша страна в плане информационных технологий еще очень далека от лидеров, а потому потенциал для бизнеса огромен. Компьютеры-то людям нужны. Кому для бизнеса, кому для развлечения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF