Алексей Шлыков: «Мир меняется гораздо быстрее, чем лучшие мировые практики»

«Мне кажется, что последние года два мир заказчиков, их отношение к информационным системам стали довольно сильно меняться», — заявил старший вице-президент EPAM Systems по решениям SAP. В 2002 году, когда он пришел работать в SAP, заказчики относились с благоговейным трепетом к рекомендациям компании по приведению бизнес-процессов в соответствие с «зацементированными в системе» лучшими мировыми практиками. «Я был одним из очень агрессивных пропонентов именно такого внедрения», — признал Шлыков.

Когда же компании, в том числе и с лучшими бизнес-процессами, вдруг начинали банкротиться под давлением кризиса, очень многие стали приходить к выводу, что мир меняется куда быстрее, чем лучшие практики, пришло понимание того, что любые модели бизнеса, любые рекомендации из умных книжек всегда описывают прошлую ситуацию. Экономическая ситуация за время существования таких информационных систем, как SAP, редко менялась столь радикально, как в последние два-три года; волны кризисов приходили и уходили, не нарушая уверенности заказчиков, что можно продолжать пользоваться теми же моделями и оптимизировать процессы обычным порядком.

Сейчас, по мнению Шлыкова, у большинства заказчиков наступает понимание, что, какая бы компания ни пыталась лучшие мировые практики «схватить», «уложить» в ПО и продать заказчику, этот процесс всегда будет гарантированно отставать от реальности. А значит, информационные системы должны быть гораздо более динамичными. И хотя SAP распознала эту тенденцию вовремя, реализовав возможности собирания системы из элементов бизнес-процессов, большая часть партнерского сообщества осталась в этом смысле позади, их возможности ограничены настройкой стандартного ПО, пусть даже очень глубокой.

Руководя в течение последних двух лет направлением заказной разработки в канадском подразделении SAP, Шлыков решил, что, если бы ему пришлось строить компанию, работающую с технологиями SAP, у нее обязательно было бы два равноправных направления деятельности. Одно — внедрение стандартных конфигураций, а второе — разработка. Умение в каждом конкретном случае найти верный баланс между стандартным внедрением и разработкой делает компанию идеальным партнером. EPAM, с руководством которой Шлыков сохранил контакты, на его взгляд, пришла к такому же пониманию. Совпадение взглядов на стратегию и привлекло Шлыкова в EPAM.

«Конечно, любая попытка найти новую рыночную нишу — это попытка сложная, она накладывает на EPAM большую дополнительную нагрузку, но я считаю, это единственно правильное направление движения», — заявил он.

Говоря о задачах, которые требуется решать комбинированными средствами, Шлыков обратился к примеру отечественных нефтедобывающих компаний: «Спросите у любой отечественной компании, которая внедрила SAP (а они, по-моему, все внедрили), учитываются ли и поступают ли у них затраты, формируемые на нефтяном поле, в SAP. Наверное, отчасти позитивный ответ вам даст только одна компания. Остальные скажут: мы до этого еще не дошли». Чтобы до этого дойти, пояснил вице-президент EPAM, нужно сделать многое, чего в стандартной системе нет: реализовать функциональность, которая будет работать с источниками данных в скважине, на пути нефтесодержащей жидкости от скважины до коммерческого узла учета. «Я знаю, что у многих компаний теряются колоссальные объемы нефти просто потому, что они, будучи выкачанными и предобработанными, не доходят до трубы ‘Транснефти’», — утверждает Шлыков, работавший в свое время в ТНК. При существующем положении в нефтяных компаниях потери, относящиеся к уровню месторождения, просто не видны в системе SAP, туда попадают лишь консолидированные данные на уровне управления нефтедобычей.