Артем Ермолаев пообещал, что с середины декабря с государством можно будет начинать общаться «электронно»Открывая встречу с журналистами, Артем Ермолаев, директор департамента государственной политики в области информационных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций, лучшим показателем степени внимания властей к проблемам информатизации назвал то, что раньше в Белом доме соответствующим вопросам информатизации уделяли полчаса, теперь — шесть часов. Конкретно в этот день, 1 декабря, обсуждались состояние дел с «информационными» федеральными целевыми программами «Электронная Россия» и «Электронное правительство», а также готовность портала госуслуг, который должен будет заработать 15 декабря, как и было намечено еще в марте текущего года.

Одной из причин такого внимания он назвал то, что в нынешнем году должен состояться Госсовет, посвященный «электронным» услугам населению, а ФЦП «Электронная Россия и «Электронное правительство» вошли в «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», принятые около года назад.

Разумеется, услуги будут оказываться на основе ведомственных информационных систем, а созданные в ходе реализации ФЦП системы будут лишь единым интерфейсом к ним.

Чтобы проект был востребован обществом, услуги не только должны оказываться, но и потребляться. В условиях, когда компьютерная грамотность еще не стала повсеместной, а доступ в Internet, по данным Минкомсвязи, имеет 29% взрослого населения, решить эту задачу не так-то просто. У министерства есть образовательный проект, предусматривающий привлекать образовательные центры крупнейших западных компаний к компьютерному ликбезу. По замыслу вендоры отдадут на это часть своих маркетинговых бюджетов.

Желание использовать структуры, специализирующиеся на обучении, скажем, сертифицированных инженеров Cisco, для преподавания «Основ работы с ПК» несколько экстравагантно. Кроме того, подобные центры есть только в крупнейших городах, где с грамотностью и так намного лучше, чем в среднем по стране. Но при должном продвижении идеи, например — учете в той или иной форме участия вендора в программе при подведении итогов государственных тендеров, она может и воплотиться в жизнь. По поводу уровня грамотности Ермолаев посетовал, что и в крупных городах этот уровень оставляет желать лучшего.

Впрочем, пользоваться государственными электронными услугами можно будет также по бесплатному многоканальному телефону через многоуровневый контакт-центр, а также посредством «инфоматов» — устройств, схожих с теми, через которые сейчас оплачивают доступ в Сеть, счета мобильных операторов мобильной связи и ряд других услуг. Через контакт-центр можно будет решать и простейшие технические проблемы, возникающие при доступе к порталу госуслуг.

Есть и проблемы другого рода. Во-первых, до сих пор неизвестно количество оказываемых госуслуг, оценки колеблются от 2,5 до 4 тыс. Зачастую в ведомствах нет регламента — как именно услуги будут оказываться, многие из числящихся в оказываемых, как выяснилось при изучении вопроса, и не нужны. Необходимо решить и ряд правовых вопросов, а также обучить всех госслужащих работе с системой.

Тем не менее в ближайшие два года Ермолаев пообещал прорыв. И при условии, что восторжествует принцип «чиновник не имеет права требовать от гражданина справку, если необходимая информация уже есть в каком-либо ведомстве» его обещание может и сбыться.

С технопарками положение несколько хуже. Процесс застопорился не только из-за серьезного урезания бюджета (изначально на 2009 год было выделено 3 млрд руб., после секвестра осталось 1,9 млрд, на следующий год должны выделить также около 3 млрд, но реальный объем финансирования пока неизвестен), но и из-за отсутствия даже четкой концепции того, что такое технопарк. Например, как показала ревизия Минкомсвязи в начале нынешнего года (см. «В технопарки едут ревизоры», Computerworld Россия, № 2, 2009), за технопарки иногда выдаются обычные бизнес-центры.