Согласно данным Gartner, к концу прошлого года Huawei стала четвертым в мире поставщиком инфраструктуры для сетевых операторов и контролировала 11,5% рынка

Доходы компании Huawei, претендующей на статус глобального ИТ-производителя, в последние годы постоянно растут по мере укрепления ее бизнеса за рубежом. Экспансия вызвала у конкурентов в США и других странах серьезные опасения, поскольку низкая стоимость производства в Китае в состоянии помочь компании захватить контроль над существенной частью мирового рынка сетевого оборудования.

Согласно данным Gartner, к концу прошлого года Huawei стала четвертым в мире поставщиком инфраструктуры для сетевых операторов и контролировала 11,5% рынка. Пока ее опережают лишь Nokia Siemens, Alcatel-Lucent и Ericsson.

Однако Huawei по-прежнему ориентирует свой бизнес в первую очередь на развивающиеся страны, от Китая до государств Африки и Южной Америки, вместо того чтобы укреплять позиции на более прибыльных рынках США и Западной Европы. В этих регионах перспективы Huawei во многом остаются ограниченными.

«Huawei особенно сложно утвердиться на американском рынке, — считает Тина Тиан, старший аналитик Gartner. — Тому есть много причин, в том числе культура, политика и репутация китайских компаний».

Как отметила Тиан, Huawei, штаб-квартира которой располагается в южнокитайском Шеньжене, ранее в плане инноваций в основном следовала за ведущими западными производителями оборудования, главным образом пытаясь увеличить свою долю на рынке за счет конкурентных цен. Huawei не зарегистрирована на бирже и предоставляет свои финансовые данные раз в год. Компания сообщила, что в прошлом году ее доход составил 18,3 млрд долл., это более чем на 40% превышает показатели 2007 года.

Однако Huawei все активнее разрабатывает собственные технологии. Один из примеров — решение, которое позволяет операторам объединить средства коммутации 2G и 3G. «Программный коммутатор» Huawei, превосходящий аналогичные предложения конкурентов, унифицирует IP-коммутацию вызовов, что существенно для операторов, работающих с сетями 2G и 3G. Как правило, IP-коммутация выполняется только в сетях 3G, поэтому продукт Huawei рассчитан в основном на развитые страны, где операторы с большей вероятностью предоставляют сервисы 3G наряду с сервисами 2G.

Выпустив программный коммутатор, Huawei подчеркивает свое стремление работать на рынках развитых стран. Компания участвует во многих проектах по оказанию помощи, проводимых властями Китая в Африке и других странах развивающегося мира, правительства которых часто получают крупные кредиты на оплату контрактов китайских компаний. В развитых странах подобная практика реализуется значительно реже.

Как считает Фанг Мейкин, директор пекинской исследовательской компании BDA, шансы Huawei закрепиться на рынках развитых стран могут вырасти по мере того, как операторы начнут приобретать все больше оборудования 4G. Компания вложила серьезные средства в разработку решений на базе технологии LTE и сможет на равных соперничать со своими конкурентами за соответствующие контракты. С другой стороны, Huawei довольно поздно начала предлагать сетевое оборудование 3G и могла завоевать весьма скромные позиции на рынке, где уже сформировались устойчивые партнерские альянсы.

Huawei столкнется с серьезной конкуренцией и за контракты на 4G. Как считает Тиан, компания провалила недавний тендер Verizon Wireless на поставку оборудования для развертываемой сети LTE.

Huawei более активно, нежели в США, пытается проникнуть на рынки Западной Европы, опираясь на свои успешные связи с такими операторами, как Vodafone и Telefonica. В США, возможно, самой заметной сделкой компании стал контракт с оператором Clearwire на оборудование для сети WiMAX.

Huawei (ее президент Жэнь Чжэнфэй был офицером китайской армии, прежде чем основать компанию) уже понесла серьезные потери в США. Два года назад в США из соображений национальной безопасности ей было отказано в сделке с производителем сетевого оборудования 3Com, которая была готова предложить Huawei долю в компании.

Так или иначе, низкие цены на продукты Huawei вызывают заинтересованность у операторов и могут вынудить западных конкурентов продавать свои решения дешевле.

Трудности для Huawei, как и для многих китайских компаний, стремящихся выйти на зарубежные рынки, могут быть связаны с отсутствием простого и ясного маркетинга, считает Дэвид Вулф, директор пекинской консалтинговой компании Wolf Group. Вулф полагает, что Huawei сама в первую очередь страдает от завесы секретности, которую создает вокруг своих операций.

Тем не менее потенциал у Huawei очень велик, считает Вулф: «Я уверен в долгосрочных перспективах Huawei, но ее путь к лидерству не будет коротким».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF