Автор указывает: «Группы обладают выдающимся коллективным интеллектом и способны продуцировать решения, которые по своей проницательности превосходят выводы самых умных участников. Более того, чтобы толпа была мудрой, совершенно не требуется, чтобы ведущие роли в ней играли исключительно умные люди. Даже если большинство участников группы недостаточно осведомлены или профессиональны, группа все равно способна прийти к мудрому коллективному решению. Это выгодно, потому что человеческие существа не слишком приспособлены к принятию решений».

Умозаключения Шуровьески не привязаны к Сети, они сделаны на основании исследований реальной, «физической» толпы. В качестве канонического примера он приводит опрос посетителей ярмарки, чей обобщенный ответ был точнее оценки, сделанной экспертами. Однако те, кто имеет дело с Web 2.0, переносят те же самые рассуждения на виртуальную толпу, которая, как оказывается, подчиняется совсем иным законам.

Об ошибочности подобного переноса речь шла на конференции 2009 IEEE International Conference on Social Computing, прошедшей в конце августа в Ванкувере, а также на конференции CHI 2009, организованной группой ACM Special Interest Group on Computer-Human Interaction.

Можно ли доверять тем звездочкам на Web-страницах, которыми выражена оценка, присвоенная книгам, фильмам или каким-то еще трудам человеческой деятельности, представленным в Сети? Этот вопрос актуален для пользователей. В нескольких докладах, сделанных на конференции, утверждается, что нельзя, принцип «мудрости толпы» здесь не работает. Василис Костакос, работающий в университетах Мадейры и Карнеги-Меллона, исследовал базу данных фильмов Internet Movie Database, размещенную на Amazon, и обзоры книг на сайте BookCrossings и показал, что голосование не привлекает к себе внимание большинства читателей. В нем обычно принимает участие не более 5% посетителей, причем активность меньшинства чрезвычайно велика, многие голосуют по десяти и более продуктам. В этих условиях буквально два или три человека в состоянии повлиять на значение оценки существенным образом.

По мнению исследователей, на искажение оценки может влиять тот факт, что активность в части демонстрации своего мнения неравномерно распределяется по возрасту посетителей сайтов.

Каков же вывод? Владельцы сайтов должны предпринимать специальные действия для привлечения большего числа людей к выставлению оценок, отбрасывать самые высокие и самые низкие, а те, кто ориентируется на чужое мнение, должны проявлять предусмотрительность.

Леонид Черняк — обозреватель журнала «Открытые системы». С ним можно связаться по электронной почте по адресу cherniak@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF