Галина Рогозина: «Люди не готовы признать, что они еще должны учиться и прежде всего менять себя» Высшие менеджеры по кадрам таких организаций, как торговая сеть «Эльдорадо», банк «Ренессанс-Капитал», ОАО РЖД, рассказывали о мерах по повышению эффективности управления персоналом и выработки на сотрудника в кризисный период. Например, в «Эльдорадо», как рассказал вице-президент по персоналу Руслан Ильясов, общая численность персонала была сокращена на 43%, при этом численность управленцев — на 53%. Последнее позволило не только существенно сэкономить на оплате труда, но и повысить коэффициент управляемости. Благодаря этой и другим мерам, в частности возложению на продавцов дополнительных обязанностей — грузчиков, кассиров, мерчендайзеров, в текущем году компании удалось сэкономить 1,2 млрд руб.

Отсутствие слаженной управленческой команды и неэффективное межфункциональное взаимодействие — вот типичные проблемы российских компаний, серьезно отражающиеся на успешности бизнеса. В компании RosExpert, занимающейся подбором, оценкой и развитием менеджеров высшего звена и управленческих команд, на протяжении пяти лет наблюдают за генеральными директорами и руководителями следующей ступени иерархии. Эффективность менеджеров оценивается по методике, разработанной Стэнфордским университетом по заказу консультативной компании Korn/Ferry International, партнером которой является RosExpert. Методика, применяемая уже два десятилетия, позволяет формализовать характеристики, определяющие успешность руководителя, и измерять их. В базе данных Korn/Ferry, крупнейшей в мире — сведения более чем о 900 тыс. менеджеров 51 национальности из 16 стран, на их основе сформирована ролевая модель эффективного менеджера.

Галина Рогозина, руководитель практики развития лидерства компании RosExpert, в своем докладе на HR-Форуме представила типичный профиль российского топ-менеджера, сравнив его с эталонной моделью. Сопоставление проводилось по четырем категориям: стиль лидерства, стиль мышления, эмоциональность и карьерная мотивация.

Ролевая модель эффективного менеджера предполагает две ключевые поведенческие характеристики лидерства: стремление к построению отношений и построению команды. Во многих отечественных компаниях эти устремления практически отсутствуют. Вместо этого менеджеры ориентированы на получение быстрого результата любой ценой, склонны отстаивать свою позицию не слушая доводов, принимать решения единолично.

Мышление многих наших руководителей ориентировано на конкретные действия, что характерно для исполнительского стиля поведения и не предполагает даже принятия решений. Большинство проявляет неспособность взглянуть на картину в целом и найти верный баланс при оценке тактических и стратегических последствий решения.

Что касается сферы эмоций, то российские менеджеры приближаются к успешным лишь в части стрессоустойчивости и готовности брать ответственность на себя, но значительно уступают им в умении действовать в условиях неопределенности, восстанавливаться после поражений и сохранять концентрацию при работе со сложными или продолжительными задачами. Сильнее всего у нас отстают в умении воспринимать внутренний мир другого человека. Это качество необходимо, чтобы распознавать сильные и слабые стороны людей, понимать их истинные интересы и ставить им подходящие задачи.

Наконец, карьерная мотивация успешных руководителей требует умения учиться, а также готовности работать в условиях риска. Вместо этого у российских менеджеров доминируют карьерные и материальные ценности: они стремятся продемонстрировать свои умения, заработать авторитет, привержены статусной атрибутике, при этом очень мало готовы прилагать усилия к тому, чтобы развивать себя и своих подчиненных, предпочитают устойчивые организации для построения карьеры.

Опережающий рост компаний привел к тому, что задачи, которыми занимаются многие руководители, превосходят их масштабы компетенции и не соответствуют уровню их личностного развития. При этом люди не готовы признать, что они еще должны учиться и прежде всего менять себя.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF