В мировом масштабе тему осветила старший консультант по маркетингу ИТ-подразделения GFK Retail and Technology исследовательского агентства GFK Group Ивона Мурковска. Она сообщила, что недостаток многих технологических новинок — отсутствие инновационности. Но, как показывают исследования GFK, несмотря на экономические трудности, 30% потребителей даже сейчас готовы тратить деньги на престижные бренды. В России, по данным GFK, 39% потребителей имеют «среднюю» приверженность к брендам и 28% — «выше среднего». Среди покупателей ИТ-продуктов 53% всегда выбирают из ограниченного числа знакомых брендов, а 18% берут продукты одного и того же вендора.

В 2009 году потребительский ИТ-рынок в регионах СНГ и Центральной и Восточной Европы сократился на 24% в денежном выражении и на 11% — в количественном, а рынок корпоративный — на 40 и 26% соответственно. Тем не менее Мурковска подбодрила зал, сообщив, что продажи ряда продуктов все еще прибыльны; в их числе настольные компьютеры «все в одном», мобильные и ультратонкие устройства, крупные дисплеи и др.

Видением ситуации на российском рынке изнутри поделился генеральный менеджер по странам СНГ и Балтии компании Toshiba Europe Игорь Снытко, остановившийся на сегменте ноутбуков. В третьем-четвертом квартале Снытко предвидит небольшой сезонный рост продаж, но в первом-втором квартале следующего года, по его мнению, вновь начнется спад, который, возможно, окажется даже глубже только что пережитого.

Как бы то ни было, уже во втором полугодии 2010 года Снытко опять ожидает роста. Для этого, по его мнению, есть несколько причин. Во-первых, к тому времени пользователи уже успеют накопить положительный опыт работы с Windows 7 и начнут с энтузиазмом переходить на новую операционную систему. В том, что опыт действительно будет положительным, Снытко не сомневается.

Вторая причина — распространение WiMAX. До конца 2009 года, по словам Снытко, WiMAX будет доступен не только в России, но и в Азербайджане, а там последуют и другие страны СНГ, привыкшие во всем поспевать друг за другом. Снытко подчеркнул, что из-за отсутствия в регионе полноценных сетей 3G путь для WiMAX открыт.

В-третьих, по мнению Снытко, к концу 2010 года пользователи будут вынуждены сменить технику просто потому, что произойдет ее износ. Прежде всего это касается тех, кто в этом году отложил покупку новых компьютеров из-за финансовых проблем. «Больше четырех лет ноутбук не живет — особенно у бизнес-пользователей», — заявил он.