Валерий Вишняков: «Простое перемещение мэйнфреймов и серверов из вычислительных центров железных дорог в новые ЦОД не может решить проблему повышения эффективности использования вычислительных средств»

Внедрение ИТ-систем отечественными железнодорожниками началось более полувека назад. РЖД — крупнейший в нашей стране потребитель мэйнфреймов IBM, сменивших в свое время отечественные вычислительные системы серии EC ЭВМ. ИТ-инфраструктура Министерства путей сообщения Российской Федерации (теперь — ОАО РЖД) традиционно следовала оргструктуре железных дорог страны. В ее состав до недавнего времени входили 17 региональных информационно–вычислительных центров, а также главный центр, расположенный в Москве.

О намерении сократить число вычислительных центров говорилось довольно давно. В 2006 году принято решение о создании на базе главного и региональных вычислительных центров единой вертикально интегрированной структуры информационного обеспечения эксплуатационной деятельности РЖД. Около двух лет назад совместно с компаниями IBM и «Техносерв А/С» началось проектирование консолидированных центров обработки данных. Такие ЦОД располагаются в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В каждом из них установлены вычислительные комплексы на базе мэйнфреймов IBM System z10 и серверов семейства IBM Power старшего и среднего уровня с процессорами Power6, работающих под управлением операционных систем IBM и поддерживающих СУБД IBM DB2.

Для повышения надежности и эффективности организации вычислительных процессов в новых центрах используется технология кластеризации мэйнфреймов Parallel Sysplex. Чтобы избежать критических ситуаций (пожары, террористические угрозы, аварии на электрических подстанциях и т. д.), которые способны нарушить работоспособность компьютерных систем, вычислительные комплексы новых ЦОД развернуты в зданиях, находящихся на расстоянии до 30 км друг от друга. Асинхронная репликация данных между ЦОД, расположенными в различных городах, позволяет восстанавливать единый вычислительный процесс в случае выхода из строя одного из этих центров, а также предоставляет возможность распределить нагрузку между ЦОД, сохранившими работоспособность.

«Простое перемещение мэйнфреймов и серверов из вычислительных центров железных дорог в новые ЦОД не может решить проблему повышения эффективности использования вычислительных средств, снижения энергопотребления и уменьшения площадей. Необходима консолидация прикладных задач, осуществляющих информационную поддержку деятельности российских железных дорог, — подчеркнул генеральный директор главного вычислительного центра РЖД Валерий Вишняков. — Мы начали консолидацию приложений с комплекса автоматизации управления трудовыми ресурсами, созданного на базе решений SAP, поскольку его перевод на новую ИТ-инфраструктуру связан с наименьшими издержками».

Консолидированная версия этого комплекса поддерживается теперь серверами семейства IBM Power, расположенными в ЦОД Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, а автоматизированная система продажи билетов «Экспресс-3», которая обслуживает более 8,5 тыс. касс на всей территории страны, — мэйнфреймами z10 в ЦОД Москвы и Санкт-Петербурга.

В рамках объявленного этапа проекта осуществляется миграция прикладных задач управления грузовыми перевозками, которая должна быть завершена в 2010 году. В дальнейших планах — консолидация комплекса автоматизации управления финансовыми активами РЖД.

«Двумя китами» консолидации в РЖД являются, по словам Вишнякова, собственная коммуникационная инфраструктура, протяженность волоконно-оптических каналов которой превышает 50 тыс. км, а также наличие вычислительных средств, «обладающих высокой надежностью и практически неограниченной производительностью».

Региональные вычислительные центры, высокопроизводительные компьютерные системы которых переведены в новые ЦОД, не прекращают своего существования и обеспечивают решение задач дорожного и линейного уровня. Однако в течение ближайших трех лет их количество может уменьшиться.

Ожидается, что консолидация ресурсов повысит показатель надежности ИТ-инфраструктуры с 99,5 до 99,99%, что существенно снизит эксплуатационные расходы и будущие инвестиции в ИТ. Завершение проекта и достижение запланированных экономических показателей намечены на 2012 год. Сложившаяся в результате кризиса ситуация может внести коррективы в эти планы. Так, например, при формировании бюджета РЖД на текущий год учитывалось 19-процентное снижение объема перевозок. Но, как полагают в компании, экономические сложности не остановят процессы ее технологического развития.