Стремление избежать появления стандартов, не совместимых с общемировыми, не означает отрицания национальных стандартов как таковых; в частности, такие стандарты необходимы из-за языковых, культурных и иных различий

От поставщиков технологий электронного документооборота государство ждет прежде всего интероперабельности и преемственности стандартов, подчеркнул Щеголев. «Политика производителей программного обеспечения, особенно грандов, нацелена на то, чтобы как можно чаще менять стандарты и вынуждать пользователей обновлять практически всю систему. Нас, как государственные органы, это не очень устраивает», — заявил он. И те поставщики, которые выберут постоянство стандартов и обеспечат интероперабельность, получат в работе с государственными органами несомненное конкурентное преимущество — рекомендации Минкомсвязи.

Кроме того, министр рассказал, что в рамках недавней выставки «Связь-Экспокомм 2009» проводился конкурс лучших ИТ-проектов для государственных органов, и по номинации «Электронный документооборот» министерство не смогло наградить ни одно решение. «Не потому что никто ничего не выдвинул, а потому что из того, что было предложено для этой выставки, мы посчитали невозможным представить сообществу и государственным органам ни одно решение, которое стоит тиражировать и на которое стоит ориентироваться, — объяснил Щеголев. — Значит, над всем этим еще предстоит достаточно много работать».

Министр заявил, что в органах государственной власти планируется перейти к системному внедрению ИТ. При этом предполагается взять на вооружение опыт региональной информатизации, поскольку в регионах есть решения «гораздо более интересные, системные и экономичные», чем в федеральных органах власти. В них, признал глава министерства, компьютеры пока действительно используются по большей части для обработки текстов, таблиц и, как максимум, подготовки презентаций.

Советник министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух пояснил, что внедрению электронного документооборота в государственных органах среди прочего препятствует несовершенство законодательства и что министерство планирует в нынешнем году «выйти с доработками» к закону об ЭЦП. Что касается закона об электронном документообороте, то министерство, по словам Массуха, хотело бы посоветоваться с сообществом профессионалов в области электронного документооборота, чтобы выяснить, нужен ли такой закон в принципе.

Претензии государства к поставщикам в части интероперабельности и преемственности стандартов вполне обоснованны, согласился председатель оргкомитета Docflow, генеральный директор ABBYY Россия Григорий Липич.

«Производители систем должны между собой договариваться, как взаимодействовать, чтобы не усложнять жизнь конечному пользователю», — заявил он и добавил, что государству нужно «придавать определенные импульсы» производителям, чтобы стимулировать этот процесс. Нужно так управлять ходом разработки стандартов, чтобы избежать появления национальных стандартов, не совместимых с общемировыми. Впрочем, это не означает отрицания национальных стандартов как таковых; в частности, такие стандарты необходимы из-за языковых, культурных и иных различий.

Растущий интерес к средствам электронного документооборота и автоматизации управления вообще демонстрирует не только государство. Согласно статистике организаторов Docflow, в составе посетителей происходят структурные изменения: около трети гостей конференции — руководители отделов и главы компаний. По мнению Липича, это означает, что поставщики информационных систем стали говорить на одном языке с потребителями.