В последнее время активная модернизация самого банка, все процессы и проекты которого тесным образом зависят от ИТ, поставила задачу сделать прозрачными для бизнеса все новые проекты, инициативы ИТ-службы и многочисленные доработки существующих систем.

Сбербанк сотрудничает с HP уже 15 лет, поэтому неудивительно, что было выбрано решение PPM Center. Его привлекательность для банка объясняется наличием развитой функциональности управления именно портфелем, а не отдельными проектами, встроенной поддержкой лучших практик управления ИТ-проектами, поддержкой развернутой в банке СУБД Oralce и интеграцией с продуктами HP Service Desk и Service Manager, используемыми для управления ИТ-сервисами. Первый этап реализации АС ЦУП был завершен в середине 2008 года. Начав с управления отдельными проектами, банк к настоящему времени уже перевел систему в режим комплексного управления портфелем проектов. АС ЦУП используется для приоритизации и инициирования проектов, управления рабочими графиками проектов, распределения ресурсов на проекты с учетом их приоритетов, управления рисками, предоставления информации по проектам руководству ИТ-службы и топ-менеджменту банка.

Как рассказал старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский, курирующий ИТ-блок, в 2008 году ИТ-службой банка совместно с бизнес-подразделениями и консультантами были определены ключевые ИТ-инициативы по реализации стратегии развития банка до 2014 года. На основе этого списка в Сбербанке утвержден перечень стратегических ИТ-проектов. С помощью АС ЦУП сейчас осуществляется управление более чем 300 проектами, включая 39 стратегических инициатив в области ИТ. Число пользователей системы превысило 1,5 тыс. пока на 80% — это сотрудники ИТ-службы. Но уже принято решение включить в зону компетенции системы и все бизнес-проекты. Тогда ЦУП на платформе HP станет единым порталом для управления портфелем проектов в рамках реализации стратегии развития кредитного учреждения. Сбербанк и HP подписали корпоративное лицензионное соглашение, в соответствии с которым в течение трех лет банк получает возможность неограниченной активации пользователей в системе. Предполагается, что за этот период число пользователей АС ЦУП возрастет до 5 тыс. и будет поддерживаться одновременно несколько тысяч проектов.


«Ленивая» инициатива

АСЦУП является инструментом реализации в банке новой концепции «бережливого производства» (lean management). Суть этой концепции в том, чтобы процессы совершенствования и развития шли постоянно, на всех уровнях и во всех подразделениях банка и чтобы все сотрудники — от рядового служащего до топ-менеджера — были вовлечены в ежедневный процесс совершенствования работы банка, стали активными участниками происходящего, а не пассивными исполнителями чьих-то указаний. Во многом lean management — это изменение менталитета тех, кто работает в банке. Но эффективные инструменты реализации концепции не менее важны. АС ЦУП уже используется для управления lean-инициативами в Сбербанке, обеспечивая предоставление единого информационного пространства для их сбора и управления проектами реализации.