По словам главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, в последние годы федеральные органы власти занимались развитием собственных ИТ-инфраструктур, которые оказались зажаты в рамках конкретных ведомств: информационные системы несовместимы друг с другом, не реализуют функцию межведомственного информационного обмена, 46% таких систем решают лишь узковедомственные задачи первичной автоматизации. В результате до 30% ИТ-бюджетов органов государственной власти уходит сегодня на решение частных вопросов интеграции, а то и впустую расходуется на создание дублирующих систем.

В период с 2002-го по 2008 год на инициативы в области информатизации государство потратило полтриллиона рублей

«Совет главных конструкторов должен стать клубом единомышленников, центром выработки единой технологической политики и методических рекомендаций, а также координатором работ по осуществлению программ ведомственной информатизации, — заявил Щеголев. — Возможно, иногда и полезно мозги подразмять, поупражняться в различных способах решения одних и тех же задач, но в целом это негосударственный подход, ведущий к нерациональному расходованию ресурсов».

В задачи совета будет входить совершенствование системы финансирования программ информатизации, разработка единого порядка согласования бюджетных расходов и обоснование целесообразности создаваемых информационных систем.

Одна из таких программ — «Электронное правительство», для эффективного выполнения которой в правительстве была создана группа под руководством Дмитрия Рыжкова, озвучившего на заседании перечень задач, которые должен в ближайшее время решить совет главных конструкторов: от каждого ведомства выделить человека, ответственного за информатизацию; создать систему координации для оптимизации и объединения бюджетов; организовать экспертизу проектов и распространение лучших практик. Совет, по мнению Рыжкова, должен заседать не реже четырех раз в год для анализа и корректировки текущего состояния дел в области информатизации страны. Судя по составу присутствующих на заседании чиновников, работой совета интересуются представители всех органов федеральной исполнительной власти, ответственные за информатизацию в своих ведомствах. «Мы хотели бы создать коллектив специалистов и единомышленников, где могли бы, разговаривая на одном языке, выявлять лучшие из найденных решений, обсуждать, какими путями мы могли бы этими решениями обмениваться, и строить на их базе системы, которые позволяли бы ускорить создание электронного правительства», — резюмировал выступление Рыжкова глава Минкомсвязи.

Между тем, по словам Виталия Шипова, директора правительственного Департамента государственного управления, за год, прошедший после принятия в мае 2008-го решения о развертывании работ по созданию электронного правительства, сделано немного — в феврале этого года был лишь утвержден план работ, хотя срок реализации этой программы — 2010 год. Возможно, как иногда утверждают некоторые федеральные чиновники, мало средств выделено на эту программу или недостаточно квалифицированных кадров, однако, по мнению директора Центра ИТ-исследований Академии народного хозяйства Михаила Брауде-Золотарева, все это миф.

«Денег на ИТ выделяется много, например, в период с 2002-го по 2008 год на ИКТ государство потратило полтриллиона рублей, расходуя приблизительно по 50-70 млрд руб. ежегодно, — заявил он. — Однако, несмотря на такие вливания, ни одна из задач информатизации — повышение качества государственных услуг, построение электронного документооборота, обеспечение совместимости ведомственных систем — толком не решена». Малый бизнес изолирован от госзаказа в области ИКТ, огромные преференции за счет российских налогоплательщиков получают иностранные ИТ-компании, процветает коррупция в среде участников рынка — примерно на такой ноте завершил свое, финальное на заседании совета, выступление Брауде-Золотарев, отметив напоследок три причины такой ситуации: тактическая — неподконтрольность расходов; стратегическая — отсутствие базовых институтов выполнения программы создания электронного правительства; политическая — отсутствие воли на административное реформирование.