По словам Кирилла Корнильева, предприятие будущего проявит способность быстро и успешно меняться, не просто следуя за требованиями клиентов, а формируя их потребности, ведя клиентов за собойНеобходимо не идти на поводу у перемен, а управлять ими — эта мысль не раз звучала на традиционном Бизнес-форуме IBM, который был посвящен предприятию будущего. Основное внимание его участников, впрочем, было сосредоточено на ближайшей и среднесрочной перспективе бизнеса, что неудивительно с учетом нынешней непростой ситуации в экономике.

Каким видят генеральные директора предприятие будущего? Ответ на этот вопрос постарались дать аналитики, подготовившие отчет IBM Global CEO Study, основанный на данных опроса 1130 руководителей бизнеса и госструктур. Согласно результатам опроса, которые представил глава российского офиса IBM Кирилл Корнильев, предприятие будущего проявит способность быстро и успешно меняться, не просто следуя за требованиями клиентов, а формируя их потребности, ведя клиентов за собой. Кроме того, они станут действовать так, чтобы не просто предвосхитить, но и превзойти ожидания все более требовательных клиентов. Это удастся благодаря развитию партнерской кооперации и использованию инноваций.

Также, по мнению топ-менеджеров, уже очень скоро предприятия радикально пересмотрят свои бизнес-модели. Подобные изменения можно наблюдать уже сейчас. Судя по сдержанной реакции аудитории на результаты исследования, вопрос о том, что делать сейчас, в период кризиса, гостей форума интересовал едва ли не больше, чем облик предприятия будущего. Некоторые советы относительно выживания в сложившихся условиях привел Дэниэл Торнили, вице-президент Economist Group. Главной проблемой на сегодня остается отсутствие доверия на рынке и, как следствие, проблемы с получением дешевых кредитов. По мнению Торнили, выжить в это непростое время предприятиям помогут повышение качества управления и использование инноваций.

Другой эксперт, Блэр Шеппард, декан школы бизнеса Дьюкского университета, убежден, что в нынешних условиях предприятиям необходимо сосредоточить внимание на сокращении расходов, а также пересмотреть и изменить модели бизнеса, которые многие не пересматривали уже годы, а то и десятилетия. Сейчас настало время для новых моделей, более эффективных в нынешних условиях. Хорошим подспорьем для бизнеса могут оказаться свежие технологические идеи. С другой стороны, активное технологическое развитие предприятий приводит к необходимости уделять пристальное внимание вопросам информационной безопасности бизнеса.

По мнению Шеппарда, сейчас у предприятий немало возможностей и для снижения расходов. В частности, они могут переносить свои производства и отдельные бизнес-направления в другие регионы и страны — туда, где издержки будут ниже. Например, немалое число компаний размещают производственные заказы в странах Азии или переносят туда свои контакт-центры.

А что в эпоху серьезных, порой радикальных перемен в бизнесе делать ИТ-руководителям? Майкл Винсент, председатель комитета по управлению рисками ING Group, считает, что эпоха перемен дает ИТ-директорам возможность расширить свою зону ответственности и войти в число лидеров по реализации изменений бизнеса предприятий. Винсент представил данные исследования 2008 CIO Leadership Survey, которое провел Центр лидерства CIO среди почти 300 ИТ-директоров из 45 стран и 32 секторов. Если верить заявлениям опрошенных, 90% из них реально возглавляют процесс преобразований и успешно влияют в этом отношении на других руководителей компании, причем без каких-либо официальных полномочий. Вместе с тем лишь 67% ИТ-директоров взяли на себя смелость утверждать, что они активно участвуют в выработке корпоративной бизнес-стратегии. В качестве одной из ключевых проблем ИТ-руководителей Винсент отметил делегирование полномочий: только 69% респондентов выработали для себя действенную тактику делегирования полномочий, чтобы высвободить время для решения стратегических вопросов. Это важно, поскольку, согласно рекомендациям консалтинговой компании EWKP, хороший ИТ-директор должен по меньшей мере половину рабочего времени тратить на обеспечение взаимопонимания с менеджерами других подразделений.