Амбудж Гойял: «Наша цель заключается в том, чтобы предоставить пользователям реальную возможность работы с информацией»Когда мы говорим о разного рода отраслях, то чаще всего представляем себе не технологические процессы, а продукты, — скажем, если это машиностроение, то машины. И совсем другое дело информационные технологии, в которых на первом плане серверы, сети, базы данных, операционные системы — все что угодно, но только не продукт, называемый «информацией». Самое прискорбное следствие такого рода деформации состоит в том, что нарушена связь между потребителем и товаром, ведь людям нужны не средства работы с данными, а информация «в нужном месте, в нужное время, по нужной цене».

Несколько лет назад в IBM решили исправить положение и предложили инициативу со странным, если не сказать дезориентирующим, названием Information on Demand. Сейчас стало ясно, что словосочетание «информация по требованию» исчерпало себя и превратилось в маркетинговый девиз, за которым стоит вполне естественное желание упорядочить разрозненные информационные источники, по возможности повысить качество информации, чтобы более разумно использовать ее в целях управления бизнесом. Возглавляет направление IOD Амбудж Гойял, генеральный менеджер подразделения по управлению информацией в составе IBM Software Group. На недавнем московском Бизнес-форуме IBM Гойял рассказал о нынешнем состоянии IOD.

Одно из наиболее часто встречаемых выражений, сопутствующих инициативе IOD, — «доверительная информация». Что это?

Информация — это все те сведения, которые нужны для ведения бизнеса, для управления предприятием. До сих пор мы рассматривали в качестве информации только данные, которые использовались при автоматизации тех или иных бизнес-процессов, чаще всего это были классические транзакционные данные. Ситуация меняется; сегодня для тех, кто участвует в принятии решений, требуется более широкий круг сведений, поэтому в понятие информации мы включаем все возможные данные о работе предприятий. Это факты, относящиеся к рынку, ценам, действиям конкурентов, вообще обо всем, что можно себе представить. Но для того чтобы эти данные можно было использовать, им нужно доверять. Пока в большинстве случаев такого доверия нет, потому что обычно нет единого взгляда на корпоративные данные, скорость подготовки документов для лиц, принимающих решения, не соответствует их требованиям, нет «ответственных за данные», которые, в отличие от материальных объектов, «бесхозны».

Если бы информация приобрела необходимый уровень доверия, то можно было бы добиться радикальных изменений. Во-первых, повысить эффективность управления бизнесом за счет более качественного информационного обеспечения, а во-вторых, удалось бы в полной мере оправдать инвестиции в ИТ. Мы же должны в конце концов перейти от бизнес-модели push, когда производители подталкивают потребителей, к более естественной модели pull, когда рынок хотя бы частично развивается под влиянием запросов потребителей.

А что такое information agenda? В словарях слово agenda толкуется как «список дел», «план» или «программа», что это значит в том контексте, который предлагаете вы?

Agenda подходит как нельзя лучше для иллюстрации нашего отношения к информации. То, что происходило в ИТ на протяжении всех предшествующих десятилетий, можно назвать реализацией application agenda, то есть все наши планы и намерения формулировались в категориях приложений, мы были сосредоточены на том, какими средствами и как обрабатывать данные, как автоматизировать процессы и т. п. Собственно информация присутствовала, но неявно. Сегодня мы ставим все с головы на ноги, мы должны строить программы в информационных терминах. Цель состоит в превращении имеющейся на предприятии информации в реальный доверительный актив. Разработанная нами методика для создания «информационной программы» состоит из четырех основных составляющих. Она предполагает выработку стратегии, составление на ее основе реальных планов, так называемых «дорожных карт», наличие обеспечивающей инфраструктуры и управление всем этим процессом.

Расскажите подробнее об этих составляющих.

Информационная стратегия обычно сводится к выработке принципов, которыми руководствуется организация при создании и использовании информационных активов, это сквозное видение всех компонентов информационной программы. Создание дорожной карты есть не что иное, как превращение стратегических установок в конкурентную последовательность шагов и действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Когда карта есть, можно говорить о создании инфраструктуры, в данном случае ее не следует путать с традиционным представлением об аппаратно-программной инфраструктуре, его никто не отменял, но эта инфраструктура находится уровнем ниже. Мы же говорим об инфраструктуре в полном смысле информационной, она включает в себя технологии бизнес-аналитики, управление эффективностью бизнеса, создание хранилищ данных, интеграцию данных, управление метаданными и мастер-данными и, конечно же, управление корпоративным контентом. Когда созданы перечисленные три составляющие, возникает система, нуждающаяся в специфичном для нее стиле управления, его мы называем Information Government.

Если я правильно понимаю суть стратегии IOD, она заключается в разработке средств для интеграции и преобразования информации. В чем отличие этих действий от более привычных вещей, таких как интеграция и преобразование данных?

Унаследованные системы были созданы во времена, когда со стороны пользователей были совершенно иные требования, а мы иначе представляли свои задачи. Они остаются, никто их не отменял, но жизнь изменилась. Мы окружены большим числом информационных источников, под интеграцией я пониманию извлечение из них полезных сведений и сохранение этих сведений в хранилищах, в этом суть трансформации; используя в подлинном смысле информационные технологии, мы сможем отфильтровать ненужное, оставить полезное и представить его в удобном виде.

Какими средствами реализуются новые методы работы с информацией?

Мы выпустили IBM InfoSphere Information Server, представляющий собой набор продуктов, обеспечивающий действия по интеграции и трансформации, о которых шла речь выше. Это в подлинном смысле сервер, потому что он предлагает набор сервисов, обеспечивающих комфортную информационную среду, используя для этой цели технику работы с метаданными. Совокупность инструментов, входящих в состав Information Server, невозможно описать в двух словах.

Информация выделена и проверена. Что с ней делается дальше?

Она поступает в динамические хранилища данных. Задача этого типа хранилищ состоит в предоставлении единого видения того, что происходит на предприятии и вокруг него. Для этого служит IBM InfoSphere Balanced Warehouse.

И наконец, последнее. Доверительная информация находится в динамическом хранилище, цель почти достигнута, как она используется?

Для этого этапа есть Cognos BI, набор технологий, обеспечивающих бизнес-анализ и поддержку принятия решений.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF