По мнению Валентина Макарова, в России существуют необходимые предпосылки для развития собственной сервисной индустрииФинансовый кризис только ускорит распространение сервисной модели ведения бизнеса в сфере ИТ. Такой прогноз прозвучал на конференции Gartner Outsourcing Summit — China, прошедшей 18-20 ноября в китайском городе Чэнду.

Саммит показал, что Россия может потерять завоеванные за последнее десятилетие позиции под напором более агрессивно и правильно действующих стран-конкурентов.

На презентации национальных объединений ИТ-компаний президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров представил достижения отечественных компаний.

Но государственной поддержкой российских софтверных компаний ему было сложно кого-либо удивить. Ее уровень в других странах несравнимо выше.

Беспокоит Макарова и то, что высокопоставленные чиновники имеют несколько устаревшее представление о тех направлениях ИТ, развитие которых в первую очередь стоит стимулировать.

«На различных совещаниях и встречах, — говорит он, — часто можно услышать, что важнее поддерживать разработчиков готовых решений и программных продуктов, поскольку продуктовая модель позволяет иметь большую маржу и быстрее увеличивать экспорт. Сервисная же модель рассматривается как какая-то ущербная, которая способствует лишь укреплению позиций западных вендоров».

Между тем, согласно прогнозам Gartner, мировой рынок лицензионных программных продуктов, который составляет сейчас 850 млрд долл., будет в ближайшие годы сокращаться, а рынок ИТ-услуг, составляющий 820 млрд долл., — расти. В результате кризиса эти изменения ускорятся. Ожидается, что рынок услуг станет больше рынка продуктов к 2010 году, а в 2012-м его емкость превысит 1 трлн долл.

Эксперты Gartner уверяют, что наблюдаемое сейчас снижение спроса на ИТ-услуги будет кратковременным. В результате кризиса бизнес ограничивает, прежде всего, инвестиции в новые проекты. Однако скоро начнутся сокращения персонала и передача аутсорсинговым компаниям заказов на ИТ-услуги, которые ранее предоставляли собственные подразделения (в Gartner оценивают объем внутренних ИТ-услуг в 520 млрд долл.).

Аналогичные процессы будут, несомненно, происходить и в России, хотя, возможно, с некоторым временным лагом по сравнению с экономически развитыми странами. Переориентация на сервисную модель на нашем рынке уже идет. В частности, она проявляется в том, что в структуре доходов поставщиков готовых решений увеличивается доля услуг по поддержке пользователей.

Возможно, чиновники не знают, что такие компании, как HP и IBM, являются в большой степени сервисными, а мировым лидером по предоставлению ИТ-услуг считается не Индия, а США. Конечно, большую часть работ выполняют подразделения, находящиеся в Индии или Китае, но они все равно управляются из американских штаб-квартир.

«Не стоит отрицать необходимость оказания поддержки и продуктовым компаниям. Важно, чтобы эта поддержка была предоставлена также отечественным поставщикам ИТ-услуг», — считает Макаров.

В то же время, у тех аутсорсинговых компаний, которые лишь перепродают зарубежным клиентам человекочасы, действительно, перспективы не очень хорошие. Они рано или поздно будут поглощены крупными корпорациями. Специалисты Gartner считают, что в сфере ИТ наиболее эффективным бизнес будет у глобальных сервисных компаний, предоставляющих комплекс ИТ-услуг. В предлагаемом ими пакете услуг уже заложено использование готового технического решения. При этом интеллектуальная собственность поставщика не раскрывается и не передается клиенту. Благодаря ей сервисная компания получает источник дополнительного дохода от повторяющегося использования созданного решения.

По оценке Gartner, подобные глобальные компании должны иметь оборот не менее 200 млн долл. и свыше 5 тыс. сотрудников. Кроме того, обязательно наличие территориально распределенной структуры, которая охватывала бы все ключевые регионы, чтобы предоставлять услуги по всему миру в любое время суток, а также использовать сильные стороны разработчиков в различных странах.

Из отечественных ИТ-компаний этим требованиям пока никто полностью не соответствует. Но несколько компаний движутся в этом направлении и со временем могут стать глобальными.

Ошибочной, если опираться на выводы Gartner, является стратегия, предполагающая ориентацию ИТ-компаний лишь на внутренний рынок. Доминировать как на мировом рынке, так и на локальных рынках будут глобальные сервисные компании. Остальным придется присоединиться к ним через поглощение или выполнять более дешевые субконтрактные работы.

Саммит показал, что по сравнению с Индией, Бразилией, Китаем и Филиппинами государственная поддержка ИТ-сектора в России крайне незначительна. Особенно впечатляют достижения и планы Китая. На конференции чиновники из шести провинций этой страны демонстрировали меры поддержки сервисной индустрии в своих регионах. Однако это лишь начало.

Китай, судя по всему, обгонит Россию по объему экспорта ИТ-услуг уже в следующем году, а потом очень скоро превратится еще в одного глобального игрока наряду с Индией и США.

При отсутствии господдержки отечественная индустрия ИТ-услуг не сможет ни развиваться на чужих рынках, ни расти на российском рынке, и будет вынуждена уступать наиболее крупные и даже стратегически важные проекты конкурентам.