Основное впечатление от осеннего форума Intel для разработчиков, прошедшего в Сан-Франциско, — корпорация намерена укрепить позиции архитектуры x86, распространив ее как можно шире, включая область графических приложений, встраиваемые системы, бытовую видеотехнику и даже телефоны. Для ряда указанных сфер корпорация выпускала микропроцессоры и микропроцессорные системы и раньше (например, Intel Media Processor 2110 для телеприемников и мультимедийных проигрывателей), но в основе их лежали другие архитектуры, такие как ARM. Переход на популярную архитектуру x86 упрощает создание программного обеспечения для всех этих систем благодаря возможности использовать множество программ и библиотек, накопленное к настоящему времени. Польза от этого особенно ощущается при наделении телефонов, телевизоров и автомобильных информационно-развлекательных систем Internet-функциональностью, ведь совместимость браузеров, Java-машин и другого клиентских программ, реализуемых на отличных от x86 архитектурах, со многими Web-приложениями фактически ограничена.

Заметное внимание на IDF было уделено направлению Visual Computing, то есть визуализации для самых разных сфер (таких, как игры, симуляторы реальности, кинематография), качественная реализация которой требует очень больших вычислительных мощностей. Как известно, компания готовит к выпуску основанный на архитектуре x86 графический процессор Larrabee, который, по словам представителей Intel, позволит избавиться от ограничений современных графических процессоров, связанных с фиксированной функциональностью графического конвейера, и обещает другие преимущества (см. «Секретные ядра Larrabee», Computerworld Россия, № 28, 2008). Информационная подготовка разработчиков уже ведется: генеральный менеджер группы программ и решений Intel Рене Джеймс представила программу Visual Adrenaline, ориентированную на предоставление разработчикам приложений, издателям, аниматорам и другим специалистам в области создания цифрового контента различных ресурсов, которые помогли бы им наилучшим образом использовать возможности имеющихся и перспективных технологий. Создано сообщество Visual Computing Developer Community, выпускается журнал Visual Adrenaline, реализуются другие инициативы. Для демонстрации возможностей техники и технологий Intel в области трехмерной графики на форуме показали фрагмент трехмерного фильма Monsters vs. Aliens (его созданием занимаются на студии DreamWorks Animation), который выйдет в прокат в марте 2009 года. Этот и другие фильмы, снимаемые DreamWorks при помощи технологий Intel, получат товарный знак InTru 3D.

Требования приложений к вычислительной мощности закономерно находят отклик в повышении производительности процессоров. Наряду с анонсом микропроцессоров на базе новой микроархитектуры Nehalem, исполнительный вице-президент группы мобильных систем Давид Перлмуттер представил четырехъядерный процессор для ноутбуков Core 2 Extreme, потребляющий 45 Вт. Что касается систем с низким энергопотреблением, то самый быстрый процессор Atom сейчас работает уже на тактовой частоте 1,86 ГГц, что позволяет, хотя и с невысокой частотой кадров, играть в такие требовательные к ресурсам игры, как World of WarCraft. Не за горами появление двухъядерного Atom, чему посвящен один из материалов текущего номера.

Форум сопровождался анонсом множества миниатюрных компьютеров, относимых Intel к категории «мобильных Internet-устройств». От КПК, выпускавшихся ранее, они отличаются тем, что имеют широкоформатный экран и, естественно, процессор Atom. Конечно, работой с Internet область их применения не ограничивается: в минимальных вариантах это, как правило, навигация, игры, воспроизведение звука и видео, работа с документами, а в конфигурациях, оснащенных расширяемыми версиями Linux или Windows XP, — практически неограниченный спектр приложений. Серьезная проблема заключается в том, что разработчики Windows не рассчитывали на маленький экран, система требует разрешения 1024х768, а дисплеи карманных компьютеров с таким разрешением практически нечитаемы. В случае Linux благодаря открытому коду адаптация приложений к новому размеру экрана осуществляется сравнительно просто. Впрочем, разработчики мобильных Internet-устройств продолжают экспериментировать с различными типами графических интерфейсов, и далеко не каждая новая модель даже с Linux может похвастаться крупными значками и легкоразбираемыми шрифтами. Наряду с карманными, были представлены и ультрамобильные ПК, такие как ударопрочный и пылевлагозащищенный планшетный компьютер Panasonic ToughBook CF-U1, и еще более специализированные машины.

Перспективам развития индустрии было посвящено выступление технического директора Intel Джастина Раттнера, он продемонстрировал технологии, которые, по мнению Intel, могли бы стать реальностью в ближайшие 40 лет. Во-первых, это «программируемая материя» из миллионов нанороботов, которые могут принимать различные формы и свойства в соответствии с заданной программой. Изготовленный из них мобильный компьютер может быть очень компактным и помещаться в кармане, принимать форму телефонной трубки при совершении звонка и превращаться в большой дисплей при просмотре видео. Во-вторых, это робототехника в быту, развитие которой связано с возможностью ориентироваться в меняющейся обстановке и распознавать действия человека. Intel демонстрировала прототип робота с датчиком электростатических полей, позволяющим «ощущать» наличие объекта на расстоянии. Управление вычислительной техникой может упроститься благодаря созданию интерфейсов, основанных на измерении биотоков мозга. И наконец, корпорация возлагает некоторые надежды на беспроводную передачу электроэнергии, чтобы можно было, например, заряжать портативные компьютеры или мобильные телефоны, помещая их в зону действия антенны-передатчика. Правда, эксперты утверждают, что такая передача окажется отнюдь не безопасной для попадающих в зону действия той же антенны людей и других живых организмов.