Предпочтение все чаще отдается мобильным компьютерам, поскольку нынешний уровень цен сделал их общедоступными, а круг покупателей настольных систем сужается до небольших ниш, таких как узкие специалисты и любители настольных игр. С ростом популярности ноутбуков снижается средняя продажная цена настольных систем начального уровня, что приводит к резкому сокращению нормы прибыли.

У большинства ведущих производителей продажи мобильных компьютеров превышают продажи настольных систем, что заставляет их с большой настороженностью относиться к своему настольному бизнесу, учитывая высокий уровень конкуренции и низкую прибыльность этого направления деятельности.

Впрочем, несмотря на то что спрос на настольные системы в развитых странах сокращается, в некоторых регионах он пока остается достаточно высоким. Так, лидеру мирового рынка ПК — компании Hewlett-Packard в четвертом квартале 2007 года не удалось добиться рекордных показателей продаж в США. По данным IDC, компания продала 2,15 млн компьютеров. Однако число продаж настольных систем на международном рынке у HP составило 6,86 млн штук, что на 10,7% больше по сравнению с четвертым кварталом 2006 года.

По словам президента Endpoint Technologies Associates Роджера Кея, в то время как цены на настольные и мобильные компьютеры в западных странах сопоставимы, в развивающихся странах настольные системы младшего класса дешевле, а потому в качестве первого компьютера пользователи предпочитают приобретать именно их. Тенденция меняется благодаря появлению таких ноутбуков, как XO, созданный в рамках инициативы One Laptop Per Child, и ASUS Eee PC, ориентированных на тех, кто покупает свой первый компьютер.

Настольные системы открывают больше возможностей для конфигурирования, чем мобильные компьютеры, поэтому сегменты игровых систем и бизнес-систем старшего класса по-прежнему позволяют неплохо зарабатывать на выпуске персональных компьютеров, считает Кей. В то же время теоретически все, что сейчас предлагается в виде настольных систем, может стать мобильным. «Если цены на ноутбуки и настольные системы одинаковы, то пользователи предпочтут мобильные решения», — уверен Кей.