На фоне сложностей с развертыванием точек доступа Wi-Fi и приобретением подходящих телефонных аппаратов классическая технология фемтосотов 3G выглядит настоящим «подарком» абонентуРадиоизлучающие устройства, работающие в выделенном диапазоне частот сотового оператора и устанавливаемые у клиента, называются фемтошлюзами. По сути, они представляют собой миниатюрную базовую станцию, подключаемую к остальной сети оператора по существующим широкополосным IP-каналам (xDSL). Такой транспорт гораздо дешевле традиционных соединений уличных базовых станций с контроллерами радиосети и мобильным коммутатором. В результате у оператора появляется возможность предоставлять услуги мобильной связи «домашним» или «офисным» абонентам по более выгодным тарифам, чем базовые.

Горе от UMA

Концепция фемтосотов впервые была реализована в сетях третьего поколения, поскольку именно в документах 3GPP были описаны протоколы, служащие для передачи пользовательского трафика и сигнализации между контроллером радиосети и фемтошлюзами. Раньше в сетях второго поколения роль связующего мостика между абонентским терминалом и ядром операторской сети играла технология безлицензионного мобильного доступа (Unlicensed Mobile Access, UMA). Принцип действия этой технологии таков: абонент с двухмодовым терминалом GSM/Wi-Fi автоматически переключается на обслуживание внутриофисной беспроводной локальной сети как только попадает в зону ее действия. Аналогичным образом при выходе за территорию ее обслуживания он начинает работать через внешнюю сотовую сеть. Переключение совершается плавно, и все активные соединения при пересечении границы не разрываются.

У этой элегантной модели была, пожалуй, единственная слабая сторона: необходимо, чтобы абонент располагал специальным двухстандартным телефоном, поддерживающим технологию UMA, а таких устройств на рынке совсем немного. В декабре 2007 года Telecom Italia объявил о свертывании программы по предоставлению FMC-услуг на базе UMA под брендом UNICO. В числе главных причин называлось противодействие со стороны регулятора (который обязан обеспечивать равный доступ рыночных игроков к широкополосным сетям ADSL) и нехватка подходящих абонентских терминалов. Единственным поставщиком UMA-телефонов для Telecom Italia на старте этого проекта выступала компания Samsung. К слову, на русскоязычном сайте Nokia, признанного лидера в области мобильных терминалов, и сегодня представлена только одна модель телефона, отвечающая спецификациям UMA.

Впрочем, в мировой практике есть и положительные примеры развертывания мобильных сервисов для двухстандартных трубок. Один из самых громких проектов в этой области реализует Orange. Запущенный более года назад во Франции сервис Unik обеспечил мобильному оператору 10-процентную прибавку ARPU и 15-процентный приток новых подписчиков. За океаном пионером в освоении домашнего пространства (или Home Zone, как окрестили эту концепцию на Западе) является компания Sprint. Организация домашней беспроводной зоны с подключением к мобильной сети обходится подписчикам Sprint в 50 долл., а еще за 15 долл. в месяц они смогут неограниченно звонить из домашней зоны по мобильному телефону. Для сравнения: безлимитный пакет на телефонную VoIP-связь у компании Vonage стоит 25 долл. в месяц. Аналогичный сервис HotSpot @Home развивает на территории Германии оператор T-Mobile. Стоимость установки клиентского оборудования здесь такая же, как в США, а безлимитный тарифный план составляет 20 долл.

В СНГ пробный шар в лузу UMA попытался закатить оператор «Голден Телеком Украина», располагавший частотами в диапазоне 1800 МГц в 22 областях республики. Этот ресурс и было решено задействовать для организации услуг фиксированно-мобильной связи. Согласно первоначальному графику сервисы UMA должны были ввести в коммерческую эксплуатацию еще в I квартале 2007 года; затем украинский оператор отодвинул сроки на конец года, а еще позже объявил, что Alcatel-Lucent не справилась с поставками необходимого инфраструктурного оборудования, из-за чего оператору пришлось менять поставщика. Ну а ближе к 2008 году стало известно о поглощении самого «Голден Телекома» компанией «ВымпелКом», поэтому теперь разговоры о судьбе проекта откладываются на неопределенное время.

Простые решения

На фоне сложностей с развертыванием точек доступа Wi-Fi и приобретением подходящих телефонных аппаратов классическая технология фемтосот 3G выглядит настоящим «подарком» абоненту. Чтобы воспользоваться преимуществом фемтосотовой связи, ему нужно лишь купить у оператора фемтошлюз и подсоединить его к внешнему IP-каналу. Дальнейшую настройку и управление клиентского оборудования возьмет на себя сотовый оператор, поскольку фемтошлюзы являются типичными устройствами класса Customer Premise Equipment (CPE). Но самое главное — абоненту вообще не придется менять свой любимый мобильный телефон, ведь домашний фемтошлюз работает так же, как и обычная базовая станция.

Несмотря на то, что протоколы, описывающие взаимодействие базовых станций и контроллеров в среде IP (открывшие дорогу фемтосотовой связи), были утверждены в 2002 году, только недавно рынок стали наводнять готовые коммерческие решения. Особенно их много было представлено в этом году на прошедшем в Барселоне Всемирном конгрессе мобильной связи. Многие из демонстрировавшихся продуктов были оснащены дополнительными сетевыми опциями, позволяющими использовать фемтошлюз и как беспроводную точку доступа, и как IP-маршрутизатор. Как отмечают специалисты, прорыв в этой области связан и с достижением определенного уровня зрелости операторов третьего поколения, и с решением технической проблемы интероперабельности клиентского и операторского оборудования.

Благодаря использованию стандартных интерфейсов агрегаторы пользовательского трафика и контроллеры радиосети, устанавливаемые на стороне оператора связи, должны свободно взаимодействовать с любыми CPE-устройствами сторонних производителей. Но до недавнего времени производители могли гарантировать работу с поставляемым сетевым оборудованием только фемтошлюзов собственного производства. Поэтому рынок развивался слабо, и технология фемтосотов никак не переходила в плоскость массового спроса.

Сейчас определенные сдвиги в направлении «коммерциализации» технологии происходят, но говорить о каких-то успехах еще очень рано. В Барселоне испанский оператор Telefonica O2 объявил о начале коммерческих испытаний фемтосотовой связи в Великобритании. В качестве клиентских устройств в этом проекте будут применяться домашние шлюзы ZoneGate от Ubiquisys; а на стороне оператора установят платформу корпорации NEC. К лету текущего года тестовая зона O2 охватит 500 британских домовладений. Еще раньше этот же оператор приступил к тестированию фемтосотов в Мадриде и городах Чехии.

Аналитики говорят: чтобы бизнесу в области предоставления домашних FMC-сервисов сопутствовал успех, операторам следует придерживаться взвешенной ценовой политики. В частности, стоимость ежемесячного безлимитного пакета на звонки из домашней зоны в странах Европы и Северной Америки не должна превышать 20 долл. Немногие известные на сегодняшний день «истории успеха» лишь подтверждают данное предположение.

Примечательно, что развертывание сетей третьего поколения вселило новые надежды и в лагерь сторонников UMA. В конце прошлого года они доработали свою технологию, адаптировав ее к сетям 3G. В обновленной версии UMA, помимо прежней опции поддержки двухстандартых телефонов, предусмотрено расширение для обычных UMTS-абонентов, которые могут подключаться к мобильной сети в домашней зоне через UMA-совместимую фемтоячейку.

Оба типа домашних шлюзов UMA (Wi-Fi и 3G) подключаются через проводной широкополосный канал к специально разработанному сетевому элементу 3G UNC (UMA Network Controller), который является ближайшей точкой входа в ядро операторской сети. От UNC пользовательский трафик расходится в сети с пакетной и канальной коммутацией, в зависимости от типа совершаемого вызова. Что выгодно отличает этот подход к организации фетмосотов 3G от классического — отсутствует необходимость использования дорогостоящих контроллеров радиосети для обслуживания домашних пользователей. Однако какова стоимость самих UNC, об этом ничего не сообщается.

Прогнозы и подводные камни

Надо сказать, рыночные аналитики разделяют оптимизм сторонников UMA. К примеру, по прогнозам Infonetics Research, емкость рынка домашних FMC-решений к 2010 году составит 46,3 млрд долл., и примерно три четверти этой суммы придутся на UMA-технологии для сетей второго и третьего поколений. С другой стороны, заметное преобладание UMA над классическими фемтосотами в денежном выражении можно объяснить тем, что в состав решений первого типа входят специальные трубки GSM/Wi-Fi, заметно повышающие «порог вхождения» в сервисы домашних пользователей. Специалисты Ovum предполагают, что только в Западной Европе к 2010 году будет развернуто 12 млн фемтосот, а в 2011 году их количество возрастет до 17 млн.

К сожалению, радужные картины будущего фемтосотовой связи не имеют ничего общего с российской действительностью. Хотя тройка федеральных операторов только летом должна запустить отдельные фрагменты сетей 3G в коммерческую эксплуатацию, уже сейчас представители этих компаний видят массу барьеров на пути использования фемтосотов их клиентами. Разумеется, самые сложные препятствия — законодательного свойства.

В рамках действующего законодательства, любой фемтошлюз 3G будет рассматриваться как обычная базовая станция с вытекающими отсюда ограничениями на их применение. Как пояснили в «МегаФоне», решением ГКРЧ от 23 октября 2006 года определены условия применения радиоэлектронных средств в сетях третьего поколения. Из этого документа следует, что фемтосоты (или «домашние» базовые станции) являются одним из элементов сети сотовой радиосвязи. Так что изменения условий их применения могут быть приняты ГКРЧ только по результатам проведения соответствующих исследовательских работ. В МТС к этому добавили, что, будучи радиоэлектронными средствами сотовой связи, фемтошлюзы должны проходить обязательную сертификацию на соответствие требованиям СОРМ. Изменить эти правила игры по силам лишь самим сотовым операторам, при условии, что они окажутся сильно заинтересованными в развертывании конвергентных услуг.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF