Аналитики считают, что независимых производителей программного обеспечения, способных стать объектами крупных сделок, сейчас менее двух десятковВ недавнем отчете Forrester Research утверждается, что волна мегаприобретений в отрасли программного обеспечения схлынула. Вместе с тем, крупные производители по мере формирования своих продуктовых портфелей по-прежнему будут покупать небольшие компании.

«Мы ожидаем усиления консолидации рынка, но считаем, что покупка Business Objects компанией SAP, приобретение Cognos компанией IBM и соглашение Oracle и BEA станут последними в этом цикле ‘мегасделок’ в программной отрасли среди производителей с доходами более 1 млрд. долл. и суммой сделок свыше 5 млрд. долл.», — пишут аналитики Рей Ванг и Эндрю Бартелс.

Вместе с этим аналитики отмечают, что некоторые производители аппаратного обеспечения, такие как Cisco Systems, готовы к крупным сделкам на рынке программного обеспечения, но такого рода события нельзя отнести к процессу консолидации производителей программных продуктов в традиционном смысле.

В Forrester считают, что мегасделки остановят три основных фактора.

Прежде всего, ссылаясь на оценки, согласно которым процент роста мирового рынка программного обеспечения в 2007-2008 годах будет выражаться двузначными числами, Ванг и Бартелс утверждают, что производителям нет необходимости в ближайшем будущем поддерживать темпы своего роста за счет приобретения других компаний. Вместо этого они предпочтут «естественный рост и небольшие приобретения».

Во-вторых, кризис системы кредитования серьезно усложнит получение больших сумм, необходимых для крупных покупок. И в-третьих, крупных независимых производителей программного обеспечения попросту остается все меньше. Аналитики считают, что компаний, способных стать объектами подобных сделок, сейчас менее двух десятков. Многие из них, по мнению Ванга и Бартелса, вряд ли будут выбраны в качестве потенциальных целей из-за «плохой реализации выбранной стратегии, финансовых проблем, высокой цены, а также других обстоятельств, которые мешают покупке».

Наиболее активно покупать другие компании, согласно отчету, будет IBM, возможно стремясь укрепить свои позиции на рынке приложений, которым до сих пор она практически не интересовалась.

«Самым вероятным станет сценарий, предусматривающий более мелкие сделки, связанные с покупками независимых производителей программного обеспечения, специализирующихся на Web-приложениях. Но если IBM выберет направление приложений для того, чтобы конкурировать с Oracle, то в первую очередь она обратит внимание на своих партнеров, таких как Infor, IFS, Lawson или даже SAP. Также к числу компаний, которые могут стать объектами подобных сделок, относятся Amdocs, Deltek и Primavera Systems», — утверждают авторы отчета.

Ванг объяснил, почему он сделал подобный прогноз, несмотря на заявления IBM о том, что у нее нет никаких намерений в отношении приложений.

«В течение всего прошлого года они утверждали, что никогда не будут покупать производителя средств бизнес-аналитики», — заметил Ванг, имея в виду сделку между IBM и Cognos.

Что касается Oracle, то, как считают в Forrester, она будет приобретать компании, специализирующиеся на программном обеспечении промежуточного слоя и бизнес-приложениях для вертикальных рынков.

«Мы предполагаем, что Oracle пойдет на среднего размера сделки в основных вертикальных рынках, таких как решения для управления проектами (например, Computer Methods, Manhattan CenterStone); финансовые сервисы (Temenos); розничная торговля (Escalate); телекоммуникации, коммунальные услуги (SunGard).

Аналитики утверждают, что SAP сделает небольшие приобретения для того, чтобы дополнить платформу NetWeaver. Это могут быть производители инструментальных средств для реализации пользовательских интерфейсов, программного обеспечения для управления мастер-данными и систем для управления бизнес-процессами. В качестве подтверждения своих прогнозов аналитики приводят недавнюю покупку SAP компании Yasu Technologies, которая выпускает механизмы поддержки бизнес-правил.

«Кроме того, возможны сделки с такими партнерами компании, как AmberPoint SOA Management, F5, Magic Software Enterprises, OpenText, Savvion и Worksoft», — отмечают авторы отчета.

Из четырех ведущих компаний наименее активной в плане приобретений будет Microsoft.

«От Microsoft следует ждать отдельных покупок, которые не будут чересчур сильно конфликтовать с ее стратегией формирования экосистемы», — говорится в отчете. Среди потенциальных объектов интереса Microsoft аналитики называют поставщиков программного обеспечения промежуточного слоя, таких как VisionWare на рынке интеграции пользовательских данных (приобретение этой компании позволит Microsoft усовершенствовать свою платформу Information Workplace).

Мнение руководителей компаний, работающих на рынке программного обеспечения, разделились. Том Хоган, старший вице-президент подразделения HP Software, заметил, что его компания, скорее всего, будет по-прежнему приобретать, но в большей степени переориентируется на внутренний рост. Уже в прошлом году, по словам Хогана, в HP потратили на программное обеспечение около 70% из 3,5 млрд. долл., выделенных на НИОКР.

«Во многом эти средства были потрачены на внутренние исследования и разработки, в результате которых в течение ближайших двух лет должны быть созданы коммерческие программные продукты, — пояснил он. — Однако, когда вы не можете создать продукт из-за того, что у вас нет необходимых ресурсов или времени, то приходится выбирать стратегию слияний и приобретений».

Руководители менее крупных компаний придерживаются иного мнения. Компания Informatica, специализирующаяся на интеграции данных, конкурирует с игроками, подобными IBM, но сохраняет устойчивые и высокие темпы роста. Недавно в Informatica сообщили, что в 2007 году доход компании вырос на 21%, составив 391 млн. долл. Генеральный директор Informatica Сахиб Аббаси отметил, что приобретения в отрасли программного обеспечения необходимо оценивать не только по размеру сделки.

По его словам, темпы консолидации становятся все более высокими в устоявшихся сегментах рынка, таких как бизнес-приложения.

«Иное дело — формирующиеся сегменты, например сегмент SaaS, где ни о какой консолидации не может быть и речи», — подчеркнул он.

Патрик Дурбин, генеральный директор Planview, разработчика программных средств управления портфелями продуктов, заметил, что его компания, сохраняющая статус частной имеющая примерно 450 клиентов, накопила «критическую массу» и может выжить, не утратив независимости.

Компания Дурбина поддерживает партнерские отношения с разными производителями, в том числе с Microsoft. Однако он не мог с уверенностью сказать, что произойдет, если та или иная компания выйдет с предложением о покупке.

«Сейчас я могу вам сказать, что никогда не продам компанию, но все может измениться, если кто-то придет с грузовиком денег», — заметил он.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF