Питер Икс намерен сделать третье место «более убедительным»Ситуация на российском рынке ноутбуков меняется настолько быстро, что производители должны максимально четко планировать свои действия. Иначе можно потерять темп развития бизнеса. Нечто подобное едва не произошло в прошлом году с компанией Toshiba в России.

По словам Питера Икса, вице-президента по региону EMEA Toshiba Europe GmbH, сейчас Россия находится на четвертом месте среди европейских стран по темпам роста продаж ноутбуков. Рынок России, СНГ и стран Балтии на сегодняшний день оценивается компанией как один из самых перспективных и быстрорастущих. Как заявил Икс, за последний год продажи в этом регионе выросли втрое и составляют сейчас около 40% европейского оборота компании. В 2006 году компания также добилась отличных результатов: продажи ноутбуков в России выросли более чем вдвое. Это сразу вывело Toshiba на третье место (после Acer и Asustek) с долей в 10,9% рынка.

Итоги 2007 года оказались менее однозначными. Несмотря на то, что рост продаж составил 50,8%, доля ноутбуков Toshiba на российском рынке снизилась до 10%. Компания по-прежнему занимает третью строчку в списке лидеров продаж, однако положение было оценено как... критическое. Причиной таких результатов стала ошибка в аналитических прогнозах. Согласно им, объем российского рынка ноутбуков в третьем квартале прошлого года должен был составить примерно 660 тыс. штук. Но по итогам квартала оказалось, что прогнозы были занижены более чем в полтора раза, то есть реальный объем продаж составил более 930 тыс. штук. Неправильно рассчитанные объемы поставок привели к дефициту в самых продаваемых сегментах ноутбуков — низкой и средней ценовой категории. Ситуацию не удалось исправить и в четвертом, самом значимом с точки зрения объемов продаж, квартале.

Сделав выводы из итогов прошедшего года, компания приняла решение сделать рывок и достичь в этом году доли рынка в 15%. Правда, если не произойдет снижение рыночной доли ноутбуков основных конкурентов, то Toshiba все равно останется на третьем месте, но с гораздо более убедительными результатами. Для достижения поставленной цели компании снова придется продемонстрировать взрывной рост продаж, но имеющиеся оценки объема российского рынка и динамики его роста позволяют говорить о достижимости намеченной цели. Так, предполагается, что рост рынка в этом году составит около 30% и всего будет продано около 3,4 млн мобильных компьютеров. А уже в январе Toshiba увеличила объемы продаж ноутбуков втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Способы достижения поставленной цели были названы достаточно традиционные — расширение модельного ряда, улучшение взаимодействия с дистрибьюторами и с партнерами второго уровня, маркетинговые и рекламные акции, направленные на конечных пользователей. Для увеличения лояльности пользователей компания создала собственный информационный центр. Принимая это решение, в Toshiba опирались на опыт европейского рынка, на котором возможность обратиться за консультацией по телефону горячей линии является важным фактором при выборе ноутбука того или иного производителя. Теперь и в России по всем вопросам, связанным с ноутбуками Toshiba, можно получить консультацию по телефону горячей линии. Операторы информационного центра дадут информацию по вопросам гарантийного и послегарантийного обслуживания, подскажут характеристики новых моделей, адреса магазинов и сервисных центров, а также примут предложения и пожелания клиентов.

Кроме того, принято решение о диверсификации бизнеса. В частности, начато производство жидкокристаллических мониторов и цифровых видеокамер. В Toshiba приняли решение стартовать сразу в сегменте видеокамер высокой четкости. В настоящий момент компания представила четыре разные модели, использующие в качестве носителя информации жесткие диски, которые защищены от ударов системой, аналогичной используемой в ноутбуках Toshiba. Как отметил Игорь Снытко, генеральный менеджер по странам СНГ и Балтии Toshiba Europe, к концу 2009 года компания намерена занять второе место среди производителей любительских цифровых видеокамер.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF