Александр Пружинин: «Если ориентироваться на технологии сегодняшнего дня, завтра можно получить отставание»В ЛУКОЙЛ реализуется комплексный проект по созданию катастрофоустойчивой инфраструктуры хранения данных, поддерживающей работу интегрированных систем управления всех организаций группы компаний. Две новые системы хранения, установленные в двух московских центрах обработки данных компании, соединенных между собой оптоволонным кольцом, обеспечивают функционирование системы управления на базе SAP R/3, насчитывающей 8 тыс. пользователей, систем управления головной компанией, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, почтовой системы и ряда других информационных систем. Текущая емкость каждой системы хранения составляет 80 Тбайт.

Поставщиком систем хранения данных компания «ЛУКОЙЛ-информ», отвечающая за ИТ-обеспечение деятельности группы ЛУКОЙЛ, выбрала Hitachi Data Systems. Выбору предшествовал анализ состояния и перспектив рынка хранения данных. Как отметил первый заместитель директора «ЛУКОЙЛ-информ» по стратегии Александр Пружинин, прогноз развития ЛУКОЙЛ с точки зрения информатизации требовал строить «систему завтрашнего дня». Одной из причин в пользу выбора HDS стала возможность единого управления разнородными системами. Это упрощает организацию работы приложений с системами хранения данных и повышает ее надежность.

В центрах обработки данных были установлены системы хранения старшего класса TagmaStore USP 600. Сеть хранения основана на коммутаторах Brocade SilkWorm 48000. По словам Пружинина, высокая пропускная способность этих коммутаторов при имеющихся нагрузках позволяет выполнять синхронное реплицирование данных.

Для ускорения восстановления данных при логических ошибках используются мгновенные снимки, создаваемые пакетом программ Hitachi ShadowImage. В критически важных информационных системах ЛУКОЙЛ такие снимки делаются каждые два часа.

Технология виртуализации, поддерживаемая новыми системами хранения HDS, позволяет выполнять перенос и дублирование данных без остановки работы использующих их приложений. Если бы такой функции не было, то процесс переноса данных из прежних систем хранения занял бы значительное время, отметил Пружинин.

Поставку и наладку систем хранения и коммутаторов выполнил системный интегратор «РегионКом».

Новые решения HDS строятся на основе сервис-ориентированной архитектуры. Использование концепции SOA позволяет настраивать сервисы хранения в соответствии с задачами управления. Однако, по словам главы представительства HDS в СНГ Сергея Карпова, в индустрии сейчас нет типовых Web-сервисов хранения. Требования к ним только начинают формулироваться.

«Если такие сервисы будут стандартизованы, намного легче станет и производителям систем хранения, и разработчикам программного обеспечения», — заявил Карпов. А пока каждое создание инфраструктуры хранения данных с точки зрения предоставления сервисов является уникальным проектом. Разработчики приложений вынуждены явно указывать, на какие конкретно из имеющихся систем нужно производить запись в зависимости от требований к сохранности и доступности данных. В дальнейшем можно будет задавать условия хранения данных в числе операндов команды записи. Кроме того, по мнению Карпова, задачу проектирования инфраструктур хранения данных существенно облегчило бы наличие типовых классов информации и соответствующих этим классам алгоритмов обработки.

В «ЛУКОЙЛ-Информ» в нынешнем году планируют развернуть третий центр обработки данных в другом регионе, что позволит обеспечить дополнительную катастрофоустойчивость ИТ-инфраструктуры ЛУКОЙЛ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF