Фрэнк Хайес — старший редактор отдела новостей еженедельника Computerworld. Электронную почту ему можно направлять по адресу frank_hayes@computerworld.comОбычно о подобном говорят: «Попал под экскаватор». Правда, в данном случае все было не совсем так. В конце января два подводных телекоммуникационных кабеля, проложенных недалеко от египетского города Александрия, оказались перерезанными. На Ближнем Востоке, в Северной Африке и даже в Индии возникли серьезные трудности с доступом к Internet. В чем же заключалась причина? В простой оплошности — в Средиземном море корабль встал на якорь в неположенном месте, случайно зацепив кабель своим металлическим крюком.

И что в результате? Самое интересное, что ничего особенного не произошло.

Конечно, возникли определенные затруднения. Инцидент привел к заметному снижению скорости работы или даже к полному отключению Internet в отдельных областях Индии, Пакистана, Египта и стран Персидского залива. По оценке одной из ассоциаций индийских Internet-провайдеров, общая пропускная способность упала по крайней мере на 50%. В Каире многие бизнес-пользователи оказались полностью отрезанными от Internet, а один из биржевых маклеров заметил: «Некоторое время нам пришлось торговать вслепую».

Но интересно, что даже в странах, отличающихся, пожалуй, самым легкомысленным в мире отношением к оружию, стрелять никто не начал. И хотя весь месяц фондовые биржи лихорадило, финансовые рынки не рухнули.

Там, где было возможно, телекоммуникационные компании задействовали резервные каналы. Банки и представители делового сообщества испытывали определенные трудности, но не прекратили своей деятельности. Пользователи поворчали и тоже обошлись тем, что у них осталось.

А между тем на восстановление работоспособности каналов может уйти до двух недель — примерно столько времени ориентировочно понадобится для ремонта кабелей, проложенных между Египтом и Италией.

Причем нужно понимать, что «тихих заводей», где наличие доступа к Internet не имеет для людей особого значения, тут уже не осталось. На Ближнем Востоке Internet играет сегодня не менее важную роль, чем в Соединенных Штатах. И когда доступ к Сети пропадает, всех интересует только одно: когда он будет восстановлен.

Вот и здесь произошло примерно то же самое.

Конечно, все мы не раз слышали, как пользователи кричат, когда у них пропадает связь с Internet, как они сокрушаются по поводу вынужденного простоя. Телефоны службы технической поддержки не умолкают. Число подаваемых туда заявок резко возрастает.

Но тем не менее никакой паники не происходит. С учетом того, что протяженность каналов сетей связи в США составляет десятки миллионов километров, обрывы волоконно-оптических кабелей там происходят постоянно. И в большинстве таких случаев «виновником является экскаватор» — кабели задевает тяжелая строительная техника.

Иногда простои продолжаются недолго и просто раздражают. Иногда они носят затяжной характер и порождают немалые затруднения. В любом случае мы начинаем волноваться, кричать на своих провайдеров, напоминать им условия соглашений об уровне обслуживания и сулить всяческие неприятности. Примерно то же самое происходило и в этот раз.

Но кабели-то оборваны... И если сегодня пользователям удалось как-то приспособиться и адаптироваться, то в будущем, вероятно, проделывать это станет гораздо сложнее.

Чем выше степень международной интеграции и автоматизации цепочек поставок, тем большему риску мы подвергаемся, полагаясь на хрупкие глобальные сети. Пользователи еще могут сообразить, что им делать, когда пропадает Сеть. А вот если вышли из строя серверы и приложения — это уже сложнее.

Сегодня мы занимаемся построением систем, в основе функционирования которых лежат неустойчивые сетевые каналы. Ранее такого не происходило, и все было по-другому. Причем риск многократно возрастет, после того, как из непосредственного участия в процессах обслуживания ИТ будут исключать людей.

Каково же решение? Полностью устранить «проблему экскаватора» не удастся: корабли продолжают бросать якоря, да и этим дело не ограничивается, к обрыву волоконно-оптического кабеля может привести все, что угодно.

А мы, в свою очередь, не собираемся отказываться от автоматизации глобальных бизнес-процессов и не стремимся воспитывать стрессоустойчивых людей, которые обладали бы высокой степенью адаптации к разнообразным катаклизмам.

Остается только один выход — создавать системы, которые будут отличаться устойчивостью к подобным случаям сбоев в работе сети. Не за счет мистического преодоления осложнений, вызванных остановкой, и не за счет помещения автоматически генерируемых транзакций во временное хранилище, а путем четкого управления сбоями Internet.

Да, это заставит заняться модернизацией глобальных информационных систем, что будет стоить дороже и потребует дополнительных усилий.

Но сейчас у нас появился еще один повод задуматься о том, для чего все это нужно.

Заметьте, причиной серьезного сбоя в работе Internet на Ближнем Востоке стали всего лишь... два оборванных кабеля и корабль, который встал на якорь не в том месте.

И исключить возможность возникновения подобных ситуаций в будущем просто невозможно.