По словам Николая Комлева, некоторые преподаватели уже обращались в АП КИТ с просьбой подтвердить соответствие их учебных программ профессиональным стандартамВ преддверии перехода к новым образовательным стандартам (этот процесс в высшей школе должен завершиться в 2010 году) правительство обратилось к компаниям из различных отраслей с предложением принять участие в создании современных профессиональных стандартов, которые отражали бы требования сегодняшних работодателей. Не все отрасли поспешили откликнуться на этот призыв, однако в сфере ИТ, похоже, только того и ждали. Представители ИТ-компаний сформировали управляющий комитет, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий совместно с Минобрнауки взяла на себя организационные вопросы, и с сентября 2006-го по июнь 2007 года было подготовлено девять профессиональных стандартов для ИТ-специалистов. В декабре на заседании Совета по ИТ при министре информационных технологий и связи РФ Леониде Реймане было получено официальное одобрение результатов проекта.

На данный момент для ИТ-области приняты следующие профстандарты: «Программист», «Системный архитектор», «Специалист по информационным системам», «Системный аналитик», «Специалист по системному администрированию», «Менеджер информационных технологий», «Менеджер по продажам решений и сложных технических систем», «Специалист по информационным ресурсам», «Администратор баз данных». Для каждого из них определены квалификационные уровни, соответствующие им должности, должностные обязанности, необходимый уровень профессионального образования, навыки, которыми должен обладать сотрудник, а также стаж работы. Кроме того, указано, следует ли требовать от специалиста того или иного уровня прохождения какой-либо сертификации (какой именно, предстоит решить самому работодателю). Детальную информацию об этих стандартах можно найти, например, на сайте АП КИТ (www.apkit.ru/default.asp?artID=5573).

Стране не хватает экспертов?

Работа по созданию профстандартов оказалась трудоемкой. Ответственность за каждый стандарт была возложена на методистов. Методисты подбирали группу экспертов, которые, в свою очередь, готовили опросники для респондентов — сотрудников ИТ-компаний и корпоративных ИТ-отделов. На основе полученных от них ответов эксперты и формировали стандарт, подлежавший последующему согласованию с респондентами. Более того, уже по окончании проекта некоторые стандарты корректировались в соответствии с критическими замечаниями от вузов.

Упоминавшиеся девять стандартов приняты на заседании комитета по образованию АП КИТ в июне. Утверждение еще трех — «Специалист по цифровой технике», «Специалист по сборке изделий цифровой техники» и «Специалист по ремонту изделий цифровой техники» — было отложено на конец июля, но они не приняты и по сей день. Координатор комитета Павел Гудков дал этому следующее объяснение: «К сожалению, не удалось найти достаточного числа респондентов. Это, видимо, свидетельствует о том, что для данного сектора ИТ-отрасли сейчас более актуальны другие проблемы. Например, защита собственности».

На данном этапе пришлось отказаться и от профессионального стандарта «Исследователь в сфере ИТ», описывающего требования к сотрудникам исследовательских центров. Его разработке препятствовала нехватка не только экспертов и респондентов, но и ведущего методиста.

Не то чтобы в России совсем не было экспертов, способных изложить требования к кадрам, просто, по словам исполнительного директора АП КИТ Николая Комлева, многие из них сейчас не готовы оторваться от своих повседневных обязанностей. Но без взгляда специалистов-практиков, как отметил Комлев, стандарты носили бы чрезмерно академический характер или были бы списаны с иностранных. Гудков считает, что ориентироваться на зарубежные профессиональные стандарты в данном случае неприемлемо, ведь главная цель проекта для АП КИТ — выразить потребности именно российских работодателей.

Безусловно, профессии, связанные с ИТ, не исчерпываются вышеназванными стандартами. Но, по мнению Гудкова, вопрос о том, насколько оправдано причисление той или иной из их числа собственно к ИТ-профессиям, остается спорным. В качестве примера Гудков привел компьютерных художников, которых скорее следует рассматривать как художников, профессионально владеющих информационными технологиями, чем как ИТ-специалистов. Гудков заявил: если такие компании, как Adobe или Corel, выразят заинтересованность в разработке профессионального стандарта для компьютерных художников, в АП КИТ готовы поддержать эту работу, но не в рамках профстандартов в области ИТ. 


Дело за вузами

Как бы велика ни была проделанная работа, создание профессиональных стандартов — лишь первый шаг на пути к приведению в соответствие навыков ИТ-специалистов и требований работодателей. Впереди еще одна важная задача — формирование образовательных стандартов третьего поколения. АП КИТ приняла участие и в этом начинании, подключившись к работе учебно-методического объединения МЭСИ над разработкой образовательного стандарта «Прикладная информатика». Основой для него послужил профстандарт «Специалист по информационным системам». В АП КИТ считают, что этот опыт сотрудничества оказался удачным, так как в образовательном стандарте были в той или иной мере учтены все требования представителей ИТ-отрасли.

Впрочем, высшие и средние специальные учебные заведения вовсе не будут находиться в полной зависимости от предписаний, изложенных в образовательных стандартах. Образовательные учреждения всегда пользовались определенной свободой в составлении учебных планов, а стандарты третьего поколения расширяют ее до невиданных размеров: более 50% для бакалавриата и более 70% для магистратуры. Только подготовка специалистов все еще будет регулироваться на 70 и более процентов. Как отметил заместитель председателя Совета учебно-методического объединения вузов по университетскому политехническому образованию Сергей Коршунов, новые образовательные стандарты будут описывать не столько предметы изучения, сколько умения и навыки, которыми должны обладать выпускники. Стандарты будут включать некоторый список базовых дисциплин, но, по словам Коршунова, из использованных формулировок не явствует, что они непременно должны включаться в учебный план.

Но насколько более качественной станет подготовка ИТ-специалистов после возникновения профессиональных стандартов, если учебные заведения будут осуществлять ее с использованием тех же ресурсов, которыми они владеют на сегодняшний день? В АП КИТ считают, что без повышения квалификации преподавателей и привлечения к учебному процессу представителей ИТ-отрасли здесь не обойтись. Однако ситуация уже начинает меняться: ИТ-компании все чаще проводят для преподавателей ИТ-дисциплин льготные и бесплатные курсы по повышению квалификации, дают им возможность проходить сертификацию, предоставляют учебным заведениям льготы на приобретение программных и аппаратных решений, создают в вузах базовые кафедры и пр. В АП КИТ уверены: без поддержки государства проблему решить невозможно — зарплаты работников высших и средних специальных учебных заведений слишком низки, в особенности в сравнении с теми заработками, которые могли бы получать ИТ-преподаватели, пожелай они уйти в бизнес. Поэтому, как сообщается, к следующему году АП КИТ планирует подготовить ряд предложений для Минобрнауки по государственной поддержке преподавателей, активно внедряющих инновационные программы в области ИТ.

Существует также ряд других нерешенных вопросов. Например, как часто следует осуществлять обновление профессиональных стандартов? В АП КИТ считают, что ответственность за актуализацию стандартов следует возложить на саморегулируемую организацию, которая будет индивидуально подходить к каждому отдельному стандарту.