C начала 2006 года в Российской Федерации реализуется национальный проект «Здоровье», призванный усовершенствовать и модернизировать сферу здравоохранения. Проект, возведенный в ранг приоритетного, призван способствовать существенному изменению уровня медицинского обслуживания граждан — в том числе, благодаря широкому использованию последних достижений высоких технологий. Решающую роль в повышении качества и эффективности медицинского обслуживания должны играть информационные технологииНа круглом столе, посвященном созданию консультативного центра «Медицинские компьютерные системы», который проходил в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля при поддержке компаний «Пост Модерн Текнолоджи» и InterSystems, обсуждались разнообразные проблемы, связанные с выбором, приобретением и эксплуатацией медицинских компьютерных систем, построением единого информационного пространства в области медицины.

C начала 2006 года в Российской Федерации реализуется национальный проект «Здоровье», призванный усовершенствовать и модернизировать сферу здравоохранения. Проект, возведенный в ранг приоритетного, призван способствовать существенному изменению уровня медицинского обслуживания граждан в том числе благодаря широкому использованию последних достижений высоких технологий. Решающую роль в повышении качества и эффективности медицинского обслуживания должны играть информационные технологии.

Между тем одним из основных факторов, сдерживающих внедрение ИТ в здравоохранении, является отсутствие одобренных на общенациональном уровне стандартов. Вопрос о стандартизации поднимается на всех конференциях и совещаниях, где обсуждается создание единого информационного пространства.

«Для того чтобы информационные инфраструктуры были прозрачными и взаимодействовали друг с другом, необходимо создать профиль здравоохранения — совокупность стандартов, обеспечивающих взаимодействие базовых стандартов ИТ и стандартов медицинской информатики, — полагает Александр Олейников, главный научный сотрудник Института радиотехники и электроники РАН, советник руководителя Федерального агентства по информационным технологиям РФ. — Сегодня число базовых ГОСТов составляет 30% от международных, а медицинский — лишь один из 40 стандартов ISO».

При этом говорится, что медучреждения должны пользоваться только сертифицированным программным обеспечением, но практически нет организаций, которые бы осуществляли такую сертификацию. Для разрешения ситуации, по мнению большинства присутствовавших на круглом столе, необходимо создать в Минздравсоцразвития подразделение, которое занималось бы внедрением и использованием ИКТ в здравоохранении, — департамент по ИКТ, а при нем экспертный совет, состоящий из авторитетных представителей профессионального сообщества. Департамент должен способствовать формированию правил взаимодействия на рынке, законодательную и юридическую основу, а также стандарты обмена информацией.

Существенная роль в развитии стандартизации и сертификации за рубежом отводится общественным организациям, в рамках которых взаимодействуют разработчики, системные интеграторы и потребители. В России же в области медицины такое положение занимает объединение поставщиков — Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), созданная в 2001 году. Ее деятельность направлена на формирование единого информационного пространства, обобщение опыта по стандартизации, помощь медицинским учреждениям в выборе адекватных приложений и в защите их от недобросовестных производителей, помощь участникам рынка в юридических вопросах, в вопросах оценки интеллектуальной собственности и сертификации программных средств. Ассоциация выпускает ежегодный каталог «Медицинские информационные технологии», в седьмом выпуске которого содержится информация о 295 компаниях-разработчиках и 732 решениях в области медицинских информационных технологий из 30 регионов России, Белоруссии, Украины, Казахстана. Около года назад членами Ассоциации были всего десять организаций, сейчас их уже более 50.

В последнее время значительно вырос компьютерный парк медицинских учреждений благодаря улучшению финансирования здравоохранения, появились средства на автоматизацию, но часто отсутствует понимание того, что с ними делать. Сегодня, согласно исследованию АРМИТ, более 50 медицинских компаний имеют свыше 100 компьютеров, около 20 организаций имеют более 250 ПК и 10 организаций — 500-800 ПК. Самая высокая степень компьютеризации (отношение числа компьютеров к числу сотрудников) получилась равной 0,6 в одной из поликлиник РЖД, а из государственных учреждений самую высокую степень — 0,5 — имеет НИИ детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, где практически все врачи используют ПК. В среднем степень компьютеризации организаций, автоматизировавших бухгалтерию, управление кадрами и статистику, составляет 0,15-0,3. Парк «традиционных» компьютерных систем (обязательное медицинское страхование, бухгалтерия, кадры, статистика) в значительной степени укомплектован, а другие потребности пока сформировались далеко не у всех. В результате обострилась необходимость получения медучреждениями грамотных консультаций по выбору программного обеспечения, эксплуатации компьютерных систем, и это при том, что уровень компьютерной грамотности в самих медучреждениях оставляет желать лучшего.

Еще одной причиной создания консультативного центра «Медицинские компьютерные системы» на базе АРМИТ, по мнению Михаила Эльянова, президента ассоциации, является практическое отсутствие независимых экспертов в области медицинских информационных технологий.

«Все грамотные специалисты работают в какой-либо компании, — говорит он. — Единственный выход в данной ситуации — использовать нескольких экспертов. Между тем компании становятся все более узкоспециализированными, что, впрочем, позволяет с большой долей вероятности определить, кого считать экспертом в той или иной области».

Недостаток независимой аналитической информации приводит к тому, что часто необходимые сведения почерпнуть просто неоткуда. Чтобы решить эту проблему, в ассоциации планируют создать Internet-ресурс, на котором по каждой области применения ИТ в медицине предусмотреть раздел, где будут присутствовать координаты представителей различных компаний, членов ассоциации и признанных экспертов, чтобы представители медицинских учреждений имели возможность получить у них консультацию. В консультативном центре будет аккумулироваться информация по запросам пользователей с целью выявления наиболее проблемных, «узких» мест. Будут и разделы, связанные с сертификацией программного обеспечения и использованием лицензионных продуктов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF