Мыльный пузырь лопнул — по крайней мере в цифровом выражении — семь лет назад, в марте, после того как индекс NASDAQ достиг своего пика на уровне 5048 пунктов, более чем удвоившись за предшествовавший год.

А дальше началась череда массовых увольнений и консолидаций, порожденных в большинстве случаев лопнувшими «доткомами» — компаниями, для которых главное заключалось в том, чтобы отхватить себе как можно более весомый кусок пирога Internet-инвестиций, не создавая при этом никаких успешных моделей.

Инвестиционный капитал широким потоком хлынул в компании-«стартапы», специализирующиеся на построении социальных сетей. Но, хотя феномен Web 2.0 и имеет много видимых общих черт с лопнувшим мыльным пузырем Internet, эксперты тем не менее отмечают, что есть и существенные отличияВ 2007 году новые технологии Internet породили очередной всплеск «рождаемости» предприятий и рост числа энтузиастов, желающих направить свою неуемную энергию на развитие связанных с концепцией Web 2.0 идей wiki, блогов, подкастов, виджетов и социальных сетей, довольно быстро расширяющих пространство возможностей Internet.

Инвестиционный капитал широким потоком хлынул в компании-«стартапы», специализирующиеся на построении социальных сетей. Но хотя феномен Web 2.0 и имеет много видимых общих черт с лопнувшим мыльным пузырем Internet, эксперты тем не менее отмечают, что есть и существенные отличия, среди которых следует выделить низкую стоимость «входного билета» для компаний, запускающих свой бизнес блогов, wiki или социальных сетей, а также зрелость инфраструктуры типа широкополосного доступа, необходимой для поддержки многих технологий Web 2.0.

Но основное отличие заключается в том, что в данное время у потребителей тяга к технологиям весьма велика, и они проявляют даже более высокую активность, чем компании, пытающиеся продвигать свои Web-сайты и товары в пользовательской среде.

«Вместо того чтобы приостанавливать продвижение в направлении Web 2.0 в ожидании возможного крушения, компаниям следует активнее внедрять у себя новые технологии, — отметил профессор Гарвардского университета Эндрю Маккафи, который ввел в употребление термин Enterprise 2.0. — В противном случае они рискуют отдать рынок конкурентам. Допустим, что вы игнорируете это явление, а ваши конкуренты, напротив, направляют всю свою энергию на освоение пространства Сети средствами Web 2.0. Если конкуренту удастся извлечь из этого выгоду — как благодаря внутренним резервам, так и с помощью своих клиентов и поставщиков, — представляете, в каком тяжелом положении вы окажетесь? Насколько неприятным будет этот сценарий? Необходимо задуматься об этом».

Маккафи, подобно многим другим, не считает, что шумиха, сопровождающая появление Web 2.0, приведет к образованию нового мыльного пузыря, который однажды непременно лопнет: «Теперешние инвестиции в новые фирмы значительно скромнее тех, что проводились в конце 90-х, а компании, получающие финансирование, обычно имеют за душой нечто большее, чем простой бизнес-план, демонстрирующий лишь виртуозное использование Power Point. Возможно, иногда у них не бывает достаточного оборота… но зато есть продукт, некоторое количество клиентов и востребованная идея».

Шоу NBC переходит на Web 2.0

Директор социальной сети Zoodango Джеймс Сан утверждает, что бизнес должен адаптироваться к парадигме взаимодействия с клиентами с помощью Web 2.0, вместо того чтобы продолжать обрушивать на них потоки рекламы. Заинтересовавшись проектом Zoodango, Доналд Трамп пригласил Сана поучаствовать в телевизионном реалити-шоу The Apprentice. (Канал ТНТ продемонстрировал аналог этого шоу, «Кандидат»; в каждой стране программу ведет крупный бизнесмен — в России им стал Владимир Потанин. — Прим. ред.)

В марте в Zoodango появилась новая программа, помогающая представителям бизнеса и некоммерческим предприятиям использовать принципы Web 2.0 для повышения отдачи от своей торговой марки и маркетинговых усилий. Zoodango позволяет компаниям организовывать прямое взаимодействие с пользователями социальных сетей и добиваться роста популярности своей торговой марки благодаря распространению информации из уст в уста. Коммерческие организации могут использовать Zoodango для формирования подгрупп сотрудников и клиентов.

Подобно тому как в шоу The Apprentice осуществляется реклама различных марок товаров, задействованных в его эпизодах, а участники конкурса ищут способы продвижения различных брэндов, сеть Zoodango позволяет потребителям поддерживать связь с компанией.

Разработчики Zoodango планируют создать электронное сообщество «Виртуальная сеть Starbucks» (Starbucks — крупнейшая в мире сеть кофеен), которое позволит специалистам общаться в Сети, как будто они находятся в кафе.

Директор по маркетингу ипотечной компании Liberty Financial Group Джозеф Джанг отметил, что его компания планирует использовать Zoodango, для того чтобы продвигать свою торговую марку в клиентской среде, которая оказывается вне сферы воздействия традиционной рекламы.

Более 80 представителей компании, предоставляющие ссуды, могут размещать свои профили на сайте, принимая на себя инициативу и налаживая контакты с пользователями еще до того, как в сети произойдет что-то привлекающее внимание.

«Социальные сети позволяют организовать между потребителями и представителями бизнеса взаимодействие, которое ранее считалось невозможным, — отметил Джанг. — Не думаю, что я до конца представляю себе потенциал взаимодействия между двумя этими категориями. Здесь все живет, дышит и развивается».

«Окунуться в струи Web 2.0 решила и адвокатская ассоциация штата Техас, которая запускает собственную социальную сеть, позволяющую объединить 80 тыс. ее членов», — сообщил руководитель Web-проектов организации Джон Серман. Для создания частной социальной сети, предназначенной только для членов ассоциации, используется инструментарий компании Affinity Circles.

Сообщество получит доступ к уже имеющимся у адвокатов блогам. Члены ассоциации смогут формировать группы по интересам для общения на специальные темы.

«Мы знаем, что адвокатский бизнес и карьера зависят от активности в Сети и связей с другими людьми, — отметил Серман. — Лично я рассматриваю социальную сеть как интерактивное средство решения данных задач, позволяющее людям наладить контакты за пределами своего круга».

Профессор Университета штата Мэриленд Дэвид Кирш, являющийся основателем исторического архива бизнес-планов и других документов эпохи «доткомов» Business Plan Archives, подчеркнул, что опыт первого Internet-бума способствовал появлению условий для выживания новых фирм.

«Вы можете переложить решение всех задач на аутсорсеров, с помощью Salesforce.com предоставить продавцам возможность находиться вне офиса, — отметил он. — В Web 1.0 имелись сайты сообщества, но в настоящее время у нас присутствуют лишь простейшие компоненты инфраструктуры типа широкополосного канала связи. У людей, принимающих участие в проектах Web 2.0, уже есть все необходимое для эффективного решения задач, о которых в условиях Web 1.0 приходилось только мечтать». 

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями