Общая операционная система могла бы помочь сэкономить время разработчиков и уменьшить потребности в кодировании (одна только система управления двигателем включает в себя миллионы строк кода). Еще более важным представляется то, что она ускорит многолетний переход к созданию отраслевой "доменной" модели, которая пока имеет довольно смутные очертания.

В соответствии с данной моделью набор доменов состоит из центральной 32-разрядной операционной системы и набора окружающих ее 16- и 8-разрядных микропроцессорных систем, отвечающих за управление трансмиссией, системами безопасности и развлекательным оборудованием.

В ожидании перемен

"Со всеми этими моментами вы уже могли познакомиться в опубликованных ранее научных статьях и на автоконференциях", - отметил главный аналитик компании Telematics Research Group Эгил Юлиуссен. - Автомобилестроители продолжают думать об этом. И надеюсь, что в ближайшие пять - десять лет мы станем непосредственными свидетелями соответствующих перемен".

По данным японского агентства новостей Yomiuri Shimbun, примерно в такие сроки 10 японских автомобилестроителей, в число которых входят компании Toyota, Honda и Nissan, рассчитывают создать общую операционную систему для автомобильной электроники.

В сообщении агентства говорится, что японское министерство экономики, торговли и промышленности намерено поручить проектирование новой ОС группе стандартизации Japan Automotive Software Platform and Architecture (JasPar), в работе которой принимают участие представители производителей автокомпонентов и электроники, в том числе таких компаний как Denso и Toshiba. На финансирование проекта в 2008 году министерство планирует выделить около 8,5 млн. долл.

Специалисты Telematics Research Group утверждают, что в среднестатистическом автомобиле сегодня установлено порядка 70 микропроцессоров.

По мнению Юлиуссена, очень хорошо, что японские автомобилестроители решили наконец перейти на единую операционную систему, потому что сегодня фактически при каждой смене микропроцессора им приходится заново изобретать колесо.
"Как и всем прочим представителям отрасли информационных технологий, создателям автомобилей хочется ограничиться использованием одной-двух платформ", - подчеркнул он.

Независимый план Toyota

В июне японский журнал Nikkei Electronics Asia опубликовал информацию о том, что специалисты компании Toyota и Центра встроенных компьютерных систем Университета Нагойи  разработали для автомобильных терминалов ОС, поддерживающую работу систем навигации, телематических систем и оказывающую помощь в вождении. Новая ОС предназначена для автомобильных информационных систем и непосредственно связана с ОС, координирующей действия систем управления автомобилем. Обе ОС совместно используют общие микропроцессорные ресурсы.

В перспективе терминалы будут работать под управлением единого многоядерного процессора. В дальнейшем через группу JasPar планируется осуществлять передачу новой операционной системы и другим производителям.

Хотя проект по созданию новой ОС для японских автомобилестроителей и проект, реализуемый компанией Toyota совместно со специалистами университета Нагойи, выглядят весьма похожими, о возможности перерастания одного из них в другой ничего пока не говорится.

Совместный проект корпорации Toyota и университета Нагойи планируется завершить к 2010 году, в то время как новый альянс намерен выпустить прототип в 2009 году, а в следующем десятилетии уже выйти на рынок с готовым продуктом.

"Вавилон на колесах"

Сегодня в мире существует целый ряд операционных систем, работающих в режиме реального времени. Ведущая в отрасли система OSEK была разработана компанией Bosch. Она соответствует спецификациям встроенных операционных систем, поддерживает телекоммуникационный стек и протокол сетевого управления для встроенных автомобильных систем.

"В Европе OSEK уже получила признание, - отметил Юлиуссен. - Возможно, какие-то ее аспекты требуют модернизации, но в целом, отказываться от нее представляется неразумным".

Европейские автомобилестроители, помогавшие разрабатывать OSEK (в частности, BMW и DaimlerChrysler), сообщили о начале проектирования новой автомобильной ОС. Ее прототип планируется продемонстрировать в следующем году.

На рынке присутствуют и другие операционные системы. В январе представители корпорации Microsoft сообщили, что в версии Sync OS, построенной на платформе Windows Auto, появятся средства поддержки беспроводных гарнитур для мобильных телефонов, электронной почты, а также возможность загрузки музыки. Около десятка новых автомобилей Ford, которые планируется представить нынешней осенью, должны работать под управлением новой ОС.

Корпорация Toyota в числе прочих также использует платформу Windows Auto в своих навигационных системах и телематических устройствах G-Book, которые устанавливаются в ряде автомобилей. Изменится ли ситуация в данном направлении, после того как японский альянс разработает новую ОС, пока неясно.

Кроме того, в мире существуют различные программные модели, например, Automotive Open System Architecture (AutoSar) и телекоммуникационные технологии, такие как шина с критическими временными параметрами FlexRay и высокопроизводительная шина MOST, поддерживающие различные функции управления: впрыском топлива, подушками безопасности и усилителем рулевого привода.

В США компания Wind River поставляет платформу для разработки телематических, информационно-развлекательных, навигационных и развлекательных систем, к которым в первую очередь относится собственная операционная система Wind River VxWorks, работающая в режиме реального времени. Компания Green Hills Software занимается проектированием операционной системы реального времени Intergrity и функционирующего в режиме реального времени микроядра Velosity.