«Директор информационной службы»

Интерес «1С» к корпоративному сектору является взаимным

Ежегодный летний семинар, организованный «1С», в этом году существенно отличался от предыдущих. На него впервые были приглашены заказчики из числа представителей компаний крупного и среднего бизнеса. До сих пор подобные мероприятия проводились исключительно для партнеров.

Это может означать только то, что компания начала более тесно взаимодействовать с корпоративным рынком, — ранее отношения с клиентами «1С» полностью отдавала на откуп партнерам. Такая схема бизнеса может быть эффективной при работе с сегментом мелких компаний, однако при работе с корпоративным сектором, требующим гораздо большего внимания, она малоплодотворна.

Между тем крупные компании становятся все важнее для стратегии «1С». Впервые об интересе к ним было объявлено еще после выхода платформы «1С:Предприятие 8.0». Тогда подобные заявления воспринимались с изрядной долей скепсиса. Чем же может привлекать корпоративный сектор компанию «1С», всегда стремившуюся к созданию массовых решений? «В корпоративном сегменте также сформировался массовый пользователь», — считает директор «1С» Борис Нуралиев. Все чаще в рамках холдингов применяются индустриальные модели внедрения ИТ-решений, что, по сути, очень близко к созданию тиражируемых систем.

Определенных успехов в перепозиционировании достичь удалось благодаря новым продуктам. В конце декабря прошлого года компания объявила о выпуске платформы «1С:Предприятие 8.1», в которой в числе прочего был сделан серьезный шаг в сторону повышения производительности. Выпуск же типового решения «1С:Консолидация» вывел компанию на рынок холдингов. Любопытно, что достаточно динамичное развитие продуктов вызывает нарекания со стороны партнеров: платформа обновляется быстрее, чем выпускаются типовые решения и чем их успевают освоить франчайзи. Однако руководитель отдела разработки экономических программ «1С» Сергей Нуралиев считает, что путь выбран правильный и компания должна идти несколько быстрее рынка.

Решения «1С» привлекают крупных клиентов по двум соображениям. Первое заключается в принципе необходимой достаточности с точки зрения инвестиционной привлекательности. В Россию поступают значительные зарубежные инвестиции, большая часть из которых приходится на публичные размещения. Посему владельцы задумываются о формализации бизнеса и построении надежной системы автоматизации. При этом внедряются зарекомендовавшие себя и известные на Западе решения, зачастую даже более «тяжелые», чем того требует бизнес. Разумеется, при прочих равных условиях они вызовут большее доверие у инвесторов. «Между тем на стоимость бизнеса в первую очередь влияет именно состояние рынка; эффективная система управления — вторичный вопрос», — уверен директор отдела консультационных услуг KPMG Сергей Сидоренко. Иногда (например, в недвижимости) заманчивые перспективы заставляют инвесторов мириться с недостаточной эффективностью управления. В этом случае перед менеджментом стоит задача определения того минимума, который не испугает инвесторов. Качественно внедренного решения «1С», как полагает Сидоренко, обычно вполне достаточно.

Другую важную составляющую интереса крупных заказчиков можно условно назвать «временной». Очень часто внедрение средств «1С» в крупных компаниях происходит как промежуточный этап перед переходом на «тяжелое» решение западного производителя, внедрение которого может длиться не один год. На это непростое время предприятию необходимо недорогое решение с удовлетворительной функциональностью и коротким циклом внедрения. Согласно внутренней статистике «1С», в среднем первый автоматизированный участок появляется через четыре месяца, а полная автоматизация занимает менее года. Судя по всему, такой «промежуточный» подход заказчиков вполне устраивает «1С»: во-первых, процесс внедрения масштабной ERP-системы может быть действительно чрезвычайно длительным, а во-вторых, далеко не все такие проекты оканчиваются успешно.

Безусловно, на пути к корпоративному сектору партнеров «1С» ждут непростые испытания. Главным из них является то, что мотивация корпоративного рынка за последние годы серьезно изменилась. ИТ рассматривается не как конкурентное преимущество, а как конкурентное требование рынка — бизнес без автоматизации невозможен. В связи с этим ИТ-проекты не носят имиджевый характер, а к выбору продукта предприятия подходят со всей ответственностью.

Добавляет сложности и тот факт, что, в отличие от компаний SMB, для крупных предприятий цена программного продукта не является критически важной мерой. Гораздо существеннее применимость конкретного решения для автоматизации бизнеса и надежность поставщика услуг.

Наконец, в корпоративных проектах присутствует определенная специфика: территориальная распределенность, организационная и управленческая сложность. Некоторую помощь может оказать то, что в корпорациях ИТ-директор — серьезная фигура, имеющая значительный вес и принимающая участие в развитии бизнеса. Таким образом, проекту будет гарантирована поддержка на весьма высоком уровне. Разумеется, при этом к внедренческим компаниям предъявляются повышенные требования как по качеству предоставляемых ресурсов, так и по управлению проектом. Здесь также предпринимаются вполне конкретные шаги. Последним из них стало поглощение компанией «1С-Рарус» известной в сибирском регионе фирмы «Форус Консалт», имеющей значительную компетенцию в секторе энергетики. При этом обе компании не скрывают, что объединение было произведено именно с прицелом на корпоративный рынок.