Служба новостей IDG, Лондон

Технология DRM пока? не оправдывает возложенных? на нее надежд

Созданные к сегодняшнему дню технологии DRM (digital right management — «управление цифровыми правами») имеют серьезные ограничения и не оправдывают надежд поставщиков контента на то, что они смогут защитить их интеллектуальную собственность от нелегального копирования.

Технологии DRM как средства защиты информации далеки от идеала, и хакеры без труда находят способы обойти препятствия, создаваемые на пути нелегального копирования существующими сейчас решениями

Под DRM, как правило, понимают совокупность методов, используемых для того, чтобы наложить ограничения на обмен контентом. К ним относятся, в частности, цифровое кодирование музыкальных записей и разрешение на использование данного контента только определенное число раз. Однако, как заметил Ян Браун, старший менеджер по исследованиям Кембриджского института (Англия), технологии DRM как средства защиты информации далеки от идеала, и хакеры без труда находят способы обойти препятствия, создаваемые на пути нелегального копирования существующими сейчас решениями.

Браун считает, что DRM не смогут гарантировать безопасность интеллектуальной собственности в киноиндустрии и в отрасли звукозаписи. По его словам, компании, работающие в этих областях последние десять лет, активно лоббируют новые законы для защиты своего контента, но не думают о том, что можно найти иные, более эффективные способы зарабатывать на своих предложениях. Например, такие группы, как U2 и Grateful Dead, используют свою музыку в большей степени для пропаганды своей деятельности, а деньги зарабатывают на гастролях и рекламировании товаров.

«Менять следует модель ведения бизнеса, а не технологию», — заявил Браун.

По его словам, технология DRM сама по себе проста, но серьезно усложняет работу. Прежде чем использовать данные, их приходится декодировать, при этом все равно остается «аналоговая дыра»: злоумышленники всегда могут с помощью микрофона и обычной видеокамеры записать музыку или кино и распространять их потом по Сети.

Так называемые «водяные знаки» (незаметные для пользователя инструкции, регулирующие использование файла) опытный программист может удалить без труда, после чего полученный файл помещают в файлообменную сеть. По мнению Брауна, алгоритмы, использующие водяные знаки, пока весьма примитивны.

Технологии DRM оправдывают себя в ситуациях, когда информация актуальна в течение ограниченного промежутка времени и шифрование можно выполнять в течение некого короткого периода, например, при прямой трансляции спортивных событий.

Развитие технологий DRM привлекает к себе пристальное внимание. Специалисты кино- и звукозаписи утверждают, что DRM очень важны для сохранения доходов их компаний, учитывая, насколько быстро растут масштабы пиратства. Однако защитники прав потребителей утверждают, что технологии DRM могут чересчур сильно ограничивать возможности тех пользователей, которые приобрели легальную копию и хотят воспроизводить ее на различных устройствах.

«По существу, эти технологии направлены против потребителей, — заметил Браун, — позволяя владельцам контента предоставлять его своим клиентам, ограничивая последних в том, как эту информацию использовать, чего закон об авторском праве отнюдь не предусматривает».

В свою операционную систему следующего поколения, Windows Vista, корпорация Microsoft добавила возможность использовать функции DRM, реализованные в микросхемах TPM (Trusted Platform Module). Эти микросхемы могут хранить ключи, пароли или сертификаты, присоединенные к файлам, и эту идентификационную информацию могут декодировать только легитимные пользователи.

Во Франции обсуждается закон, согласно которому компании, разрабатывающие технологии DRM, должны будут предоставлять участникам рынка всю необходимую информацию для того, чтобы последние могли создавать интероперабельные системы. В Apple резко отрицательно отзываются об этой инициативе, утверждая, что такой закон будет лишь способствовать развитию музыкального пиратства.


Музыка против пиратов

Два института, входящие в состав известного немецкого исследовательского конгломерата Fraunhofer Gesellschaft, независимо друг от друга разрабатывают технологии использования «водяных знаков» для защиты цифровой информации от копирования; одна из них уже заинтересовала европейские звукозаписывающие компании.

Подразделение Fraunhofer Institute for Integrated Circuits, получившее название MusicTrace, предоставило компании Optimal Media Production технологию «водяных знаков» для организации нового сервиса, который должен воспрепятствовать нелегитимному распространению по Сети музыкальных записей. (Показательно, что именно Fraunhofer Institute разработал алгоритм MPEG-1 Layer 3, который сейчас называют MP3.)

«Optimal Media планирует создать сервис, который позволит музыкальным студиям использовать нашу технологию для защиты музыкальных записей. В первую очередь это касается записей на компакт-дисках, которые фирмы звукозаписи обычно предоставляют радиостудиям, критикам и другим заинтересованным сторонам перед началом коммерческого распространения, — отметил управляющий директор MusicTrace Кристиан Нойбауэр. — Музыкальные компании очень обеспокоены тем, насколько широко их записи нелегально тиражируются в Сети. Наша технология позволит отслеживать пиратские копии».

Технология MusicTrace добавляет «водяные знаки» в музыку, записанную на компакт-диск. Эта технология несколько меняет воспроизводимые данные. Например, она может усиливать насыщенность звука в некоторых небольших фрагментах песни.

Решение MusicTrace уже применяется в австралийской дочерней компании корпорации Sony, которая поддерживает Web-сайт аудиокниг на немецком языке claudio.de.

MusicTrace получила патент на свою технологию «водяных знаков» в 1996 году.

Примеру MusicTrace следует еще один научный коллектив из Германии. Ученые из Fraunhofer Integrated Publication and Information Systems Institute, одного из 58 институтов, входящих в состав этой научной группы, успешно протестировали программную систему, созданную на основе их собственной технологии цифровых водяных знаков. Как утверждается, эта технология позволяет отслеживать пиратские аудиофайлы в одноранговых файлообменных сетях.

Подход, предлагаемый этим институтом, отличается от других решений тем, что он не предусматривает мониторинг пользователей, нелегально загружающих музыкальные записи, а вместо этого позволяет сканировать контент, который был нелегально выложен в Сеть.

Джон Блау, Служба новостей IDG, Дюссельдорф

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями