«Для успешного внедрения информационной системы не важно, на системе какой марки вы остановили свой выбор, главное, удовлетворяет ли она бизнес-целям предприятия, соответствует ли его масштабам, правильно ли выбрана технология внедрения», — считает Виктор Комар, директор ЦКР «Парус». Эти проблемы рассматривались на семинаре «Управление проектами внедрения от А до Я», организованном ЦКР в рамках SofTool

Прежде чем приступить к внедрению, следует четко определить цели: получить конкретный экономический эффект, повысить конкурентоспособность компании или просто освоить бюджет отдела ИТ. В любом случае потребуется обосновать необходимость информационной системы и расходов на ее внедрение. Для различных уровней пользователей существует своя мотивация. Акционерам хотелось бы сделать компанию более прозрачной, директор ратует за повышение конкурентоспособности предприятия и его дохода, руководителей среднего звена интересует решение конкретных задач подразделений, а рядовых сотрудников — элементарное удобство работы. От того, насколько убедительными будут аргументы, зависит выделение средств, их объем и поддержка проекта.

Для оценки эффективности инвестиций в ЦКР «Парус» предлагают использовать финансовые (классические, предполагающие расчет показателей наподобие чистого приведенного дохода, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, добавленной стоимости; затратные, основным из которых является определение совокупной стоимости владения) и комплексные методы оценки (например, система сбалансированных показателей), а также отраслевые нормы или даже попросту процент от оборота компании.

После того как необходимость внедрения обоснована, система выбрана, средства выделены, актуальными становятся следующие вопросы. Каким принципам должна удовлетворять будущая система? Какую технологию внедрения использовать? На семинаре были предложены критерии, которым, как считают в «Парусе», должна соответствовать правильно построенная информационная система. Даже в случае правильно построенной системы нет гарантий, что проект будет успешен, если технология внедрения не соответствует целям и ресурсам предприятия. Технологий множество, но оптимального результата можно достичь, лишь сочетая различные варианты. Выступающие сформулировали условия, в которых применимы разные технологии внедрения, их достоинства и недостатки.

Как считает директор департамента ЦКР по работе с клиентами Константин Юфимычев, наиболее распространены подходы «от вендора» и «от заказчика». В первом случае процесс внедрения цикличен. После обучения персонала и загрузки в систему исходных данных начинается процесс настройки — «использовал, оценил результаты, собрал накопившиеся требования, спроектировал, реализовал и снова запустил». При таком подходе осуществляется автоматизация процессов «как есть»; она годится для решения мелких задач. Однако к большим задачам она вряд ли применима: отсутствие документации и необходимость разбивать задачу на части могут привести к потере целостности решения, кроме того, бюджет и сроки реализации будут непредсказуемы.

Для решения больших задач используется внедрение «от заказчика», так называемый проектный подход. Сначала собираются все требования, которым должна удовлетворять будущая система, строятся модели, все результаты документируются и, наконец, реализуются. После обучения пользователей и загрузки начальных данных система запускается в эксплуатацию. При таком подходе осуществляется проектирование процессов «как должно быть». Однако и здесь есть свои недостатки: проектирование умозрительно, документация быстро устаревает, требуется постоянное управление, долго не виден результат, и, наконец, велики затраты.

Часто от руководителей можно услышать, что их предприятие является типичным для отрасли, а система, внедренная «у знакомых», в точности соответствует их процессам. Однако всегда существуют различия, и системы требуют доработки. Использование типового внедрения вовсе не обязательно ведет к желаемому результату. Оно приемлемо в случае, когда готовая система обойдется дешевле, чем реструктуризация, или когда ИТ-проект является составной частью проекта стандартизации бизнеса.

Есть несколько способов снизить стоимость внедрения.

«Можно сэкономить на проектных работах — на целеполагании, на результате, на процессе, на команде внедрения, включив в работы своих специалистов, — или «расшить» узкие места в бизнесе, ведь деньги приносит не система, а бизнес», — считает Александр Остапович, руководитель технологического бюро ЦКР.

Остапович рекомендует следующую «ускоренную технологию внедрения»: «Замените сбор требований постановкой задачи, составьте список задач совместно с руководителями бизнес-подразделений, предложите варианты решения задач и предоставьте заказчикам возможность выбора. Документируйте не условия задачи, а найденное решение. В результате получите понятную всем пользователям систему».

Однако реализация подобного подхода требует достаточно времени и сил, участия в работе бизнес-руководителей, готовности делить ответственность и умения принимать решения.


Правильно ли построена ИС?

Вопрос о необходимости внедрения решен, система выбрана, средства выделены - внедряем. А что именно и как? Есть ли какие-то принципы, которым должна удовлетворять будущая система? Какую технологию внедрения использовать? На семинаре были предложены следующие критерии, которым должна удовлетворять правильно построенная информационная система