Марк Андриссен: корпорация не пользуется своим положением на рынке Internet-клиентов

Успех альтернативных браузеров, в первую очередь Firefox разработки Mozilla Foundation, в конечном итоге может иметь весьма неожиданный побочный эффект — вынудить Microsoft вернуться к предельно агрессивному использованию преимуществ своего лидирующего положения в отношении рынка Internet-клиентов. Так считает Марк Андриссен, один из основателей Netscape Communications, компании, которую в конце 90-х годов Microsoft фактически вытеснила на рынке браузеров. (Сейчас он также является основателем и председателем совета директоров компании Opsware.)

После того как Internet Explorer обошел Netscape и стал доминирующим Web-клиентом, Microsoft, по словам Андриссена, «практически прекратила дальнейшее развитие своего браузера». На деле это означает, что корпорация явно не делает всего, что могла бы, для того чтобы использовать браузер для укрепления позиции других своих продуктов и услуг, таких как MSN, или чтобы воспрепятствовать росту конкурирующих Internet-компаний вроде Yahoo.

«Парадоксально, но Microsoft, добившись, по существу, монополии на рынке браузеров, практически не пользуется этим», — сказал он.

Согласно данным WebSideStory, специализирующейся на сборе статистической информации о Web, с лета 2002 года почти 95% пользователей Web работают с Internet Explorer. Однако с недавнего времени этот продукт постепенно начал утрачивать свои позиции из-за целого ряда хорошо известных дефектов в его защите и роста популярности Firefox, упрощенного браузера, разработанного в рамках свободно распространяемого проекта Mozilla.

Рост конкуренции со стороны альтернативных браузеров, таких как Firefox и Opera, в конечном итоге заставит Microsoft еще раз обратить внимание на свой продукт и подумать о том, как можно использовать свое монопольное положение на этом рынке. И Microsoft, как убежден Андриссен, сделает это.

Все эти соображения Андриссен высказал во время дискуссии с директором по операциям компании Yahoo Деном Розенцвейгом, посвященной динамике развития Internet-бизнеса.

Основной спор между Андриссеном и Розенцвейгом развернулся по вопросу о контроле над данными пользователей в ближайшие годы. Андриссен утверждает, что отказ пользователям в возможности контролировать свои данные может привести к тому, что они «окажутся в ловушке Internet-служб».

Это явление уже можно наблюдать в случае с такими компаниями, как eBay.

Вы не можете узнать о своем статусе в eBay, вы не можете получить данные о своих покупках в eBay, вы не можете получить информацию о хранении своих товаров у eBay, — подчеркнул он. — Это отношения владельца плантации и издольщика».