«Голден Телеком» остается оператором последней мили

Компания «Голден Телеком» отпраздновала пятилетие выхода на биржу Nasdaq. По традиции компания-юбиляр получает право открывать торги на бирже небольшим роликом и выступлением руководителя, и впервые этой чести удостоилась российская компания. За пять лет «Голден Телеком» удалось почти на порядок увеличить свою капитализацию — со 120 млн. долл. до 1,13 млрд. долл. Причем вначале рыночный курс зависел скорее от политической конъюнктуры. И только после спада, вызванного кризисом Internet-экономики, курс акций компании стал отражать усилия менеджмента. На текущий момент крупнейшими акционерами «Голден Телеком» являются группа «Альфа» (29,9% акций), Telenor (20,4%) и «Ростелеком» (11,2%), в свободном обращении находится 17,2% акций. Полученные на бирже заемные средства компания направила на консолидацию российского телекоммуникационного рынка. Так, в течение последних лет компания приобрела несколько провайдеров и операторов — Cityline, Glasnet, «Совинтел» и «Комбеллгу», а кроме того, поставщика Internet-услуг — холдинг «Агама». Сейчас «Голден Телеком» занимается развитием региональной сети за счет покупки местных провайдеров и операторов. В настоящее время в состав «Голден Телеком» входит 26 предприятий.

Основная область деятельности компании — предоставление услуг корпоративным клиентам — приносит ей 56% доходов. 33% доходов дают услуги операторам связи, из которых более половины — мобильные. При этом, по заверениям руководства, «Голден Телеком» специализируется на предоставлении услуг последней мили, то есть подключении компаний к Internet и телефонной сети, а также на подключении базовых станций мобильных операторов. Есть у «Голден Телеком» и частные клиенты, которые подключаются к Internet при помощи предоплаченных карт и коммутируемых линий. Они приносят 8% дохода. Остальные 3% приходятся на предоставление услуг мобильной связи.

В этом году «Голден Телеком» собирается инвестировать в развитие около 90 млн. долл. Значительная часть этой суммы — 70% — пойдет на совершенствование инфраструктуры последней мили. Кроме того, в этом году компания начала программу по созданию собственной междугородной кабельной инфраструктуры. За три года «Голден Телеком» планирует соединить свои точки присутствия в европейской части России до Екатеринбурга, потратив на это 40-50 млн. долл. Причем региональный рынок связи является лакомым кусочком: как заметил Александр Виноградов, управляющий директор «Голден Телеком», сейчас в регионах рынок телефонии растет быстрее и его рентабельность больше.

Тем не менее компания не собирается претендовать на роль национального оператора — для этого, по словам Александра Виноградова, нужно вложить немалые средства в построение точек присутствия во всех российских регионах, а гарантии получения лицензии никто дать не может. Да и после получения лицензии национальному оператору придется развивать телефонию в экономически невыгодных регионах и брать на себя бремя социальной ответственности и перекрестного субсидирования, расходы на которые могут быть очень существенными. Поэтому «Голден Телеком» в своем развитии будет придерживаться стратегии оператора последней мили.