При работе над созданием новой версии продукта «1С:Предприятие 8.0» в компании ориентировались на такие тенденции массового рынка систем автоматизации управления и учета, как расширение спектра решаемых задач, увеличение среднего масштаба решений, изменение технических условий, в которых функционируют системы. Самым же важным для разработчиков при выпуске версии 8.0 являлась не «линейная» производительность, а масштабируемость — возможность увеличения количества пользователей

Директор «1С» Борис Нуралиев и руководитель отдела разработки экономических программ Сергей Нуралиев в беседе с корреспондентом журнала «Директор информационной службы» Николаем Смирновым рассказали о ближайших планах компании, первых результатах вывода на рынок новой версии продукта «1С:Предприятие 8.0» и проблемах развития партнерской сети.

Каково ваше видение ближайших перспектив развития российского рынка экономического ПО? Какие системы и функции будут наиболее востребованы?

Борис Нуралиев: «Новая, восьмая версия «1С:Предприятия» позволит получить новые бизнес-преимущества современным, динамично развивающимся коммерческим компаниям — тем, кто заинтересован в автоматизации именно управленческой деятельности, готов к мониторингу ситуации и корректировке бизнес-процедур, к быстрому и обоснованному принятию решения»

Борис Нуралиев (БН): Мы наблюдаем рост удельной доли решений для производства и реального сектора, рост популярности и эффективности отраслевых решений, в которых реализуется специфика конкретного класса предприятий. Также можно отметить сохранение среднего уровня цен на массовые системы автоматизации при их дальнейшем функциональном развитии. Очень велика важность открытых стандартов.

Считаете ли вы, что поставщикам бизнес-приложений становится тесно на рынках малого и среднего бизнеса?

БН: На любом рынке всегда чувствуются конкуренты. Можно с уверенностью сказать, что на рынке крупных компаний еще теснее. Конечно, деление на «крупных» и «мелких» очень условно. Кроме того, помимо предприятий, еще существуют их бизнес-единицы. Например, «Норильский никель» при расчете зарплаты использует «1С:Предприятие». Но это не значит, что этот продукт предназначен для крупных предприятий. Это система для небольших и средних бизнес-единиц, которые бывают даже в составе очень крупных предприятий, холдингов.

За какие ниши «1С» готова бороться особенно серьезно?

БН: Мы боремся за массовый рынок. Но с помощью партнеров мы готовы разработать и эффективную отраслевую специализацию, и нишевые межотраслевые системы (например, CRM). Главная наша цель — создание системы для эффективной автоматизации труда малых и средних бизнес-единиц.

Каким категориям клиентов переход на новую версию позволит получить новые бизнес-преимущества? Какие функции и возможности новой версии будут наиболее востребованы вашими заказчиками?

БН: Новая, восьмая версия «1С:Предприятия» позволит получить новые бизнес-преимущества современным, динамично развивающимся коммерческим компаниям — тем, кто заинтересован в автоматизации именно управленческой деятельности, готов к мониторингу ситуации и корректировке бизнес-процедур, к быстрому и обоснованному принятию решения. К ним можно добавить предприятия, которые успешно работали на версии 7.7, но не были удовлетворены производительностью основных процессов.

«1С» уже выпустила созданные на базе новой версии решения для управления торгово-складской деятельностью и для управления персоналом. Сейчас мы выпускаем интегрированное решение для управления производственным предприятием. Готовя его к выпуску, удалось выработать единый подход, в рамках которого далее будут разрабатываться прикладные решения для автоматизации отдельных задач управления и учета. Они будут основаны на подсистемах конфигурации «Управление производственным предприятием» и связаны общей концепцией — это позволит обеспечить их эффективную интеграцию. Как мы полагаем, среди новых возможностей восьмой версии наиболее востребованы нашими заказчиками будут функции управления, регулярного формирования свода показателей для руководителей, а также функции CRM, в частности оценка прибыльности потенциальных сделок.

Исходя из каких принципов определялись параметры и возможности, которыми должна обладать новая версия системы?

Сергей Нуралиев: «Самым важным для нас при выпуске версии 8.0 являлась не «линейная» производительность, а масштабируемость»

Сергей Нуралиев (СН): Мы ориентировались на такие тенденции массового рынка систем автоматизации управления и учета, как расширение спектра решаемых задач, увеличение среднего масштаба решений, изменение технических условий, в которых функционируют системы. Отталкиваясь от тенденций, были выработаны основные направления развития: расширение функциональности, повышение масштабируемости (в частности, возможность наращивания функциональности в рамках одного решения), интернационализация, улучшение эргономичности. С точки зрения эргономики системы важнейшими являются два показателя: быстрота освоения системы начинающим пользователем (другими словами, это фактическое время обучения новых пользователей) и скорость работы профессионального пользователя. Часто эти задачи противоречат друг другу, но мы стараемся сбалансировать их решение наилучшим образом .

Появятся ли в составе решений «1С» такие популярные сегодня технологии, как управление бизнес-процессами предприятий, Web-службы и реализация сервера приложений на основе Web-технологий? Если появятся, то в качестве ответа на очередные веяния технологической моды или на реальные запросы клиентов?

СН: Механизм бизнес-процессов уже включен в «1С:Предприятие» 8.0. Сейчас реализуется широкий спектр решений, связанных с доступом к «1C:Предприятию» из Web-приложений, выпущен модуль Web-расширения, помогающий реализовать Web-интерфейсы приложений и Web-служб.

Мы считаем, что появление в системе этих возможностей соответствует реальным потребностям предприятий. Разумеется, они разные. Практически везде требуется управление материальными запасами, сбытом, бухучет и расчет зарплаты. Продвинутые предприятия хотят получить например, функции финансового планирования (благодаря усилиям нашей компании они стали доступны очень широкому кругу предприятий). Вопросы организации бизнес-процессов и доступа к системе через Web тоже ориентированы на продвинутых заказчиков. Это реальная потребность, хотя пока еще не самая массовая.

Как часто бывает, наличие хорошего — быстро внедряемого, простого и эффективного — решения, стимулирует существенный рост потребностей. Наша задача при реализации каких-либо функций в рамках «1С-Предприятия» — сделать их использование массовым, не элитарным.

Согласно данным вашего собственного тестирования, файл-серверная версия новой системы на некоторых операциях несколько уступает по производительности своей предшественнице. Значит ли это, что клиентам файл-серверной версии «1С:Предприятия» 7.7 нет смысла переходить на файл-серверный вариант «восьмерки»?

СН: На каких-то операциях производительность «восьмерки» выше, на отдельных — ниже. Получилось так, что производительность ниже на тех операциях, которые меньше используются. Например, ниже производительность при операциях со справочниками, поскольку в восьмой версии было добавлено больше контрольных функций, повышен контроль целостности данных. Стало больше операций, и производительность упала только из-за этого. Но по наиболее частым операциям — записи документов, накладных, счетов — она не стала ниже, а по созданию отчетов, наоборот, увеличилась.

Самым важным для нас при выпуске версии 8.0 являлась не «линейная» производительность, а масштабируемость — возможность увеличения количества пользователей. Архитектура версии 7.7 имела ограничение по распараллеливанию работы — нельзя было в одно прикладное решение добавлять очень много функциональности. Даже файловый вариант восьмой версии устроен так, что если одновременно производятся бухгалтерские операции и выписки торговых накладных, то они друг друга не сдерживают, работая с одной базой и не оказывая взаимного влияния. Но, конечно, основной выигрыш в производительности работы наблюдается в клиент-серверном варианте.

Готова ли партнерская сеть к продвижению новой версии?

БН: Это одна из проблем, над которыми надо очень серьезно работать. По сравнению с прошлым годом объем продаж «старой» системы вырос на 40%. Но вместе с этим возрастает количество усилий на внедрение. Персонал партнеров зачастую перегружен. С нашей стороны предпринимаются специальные меры. Расширяется состав партнеров, мы дополнительно стимулируем их к изучению новой версии, для того чтобы в дальнейшем не падала их конкурентоспособность. Мы планируем выделять большие бюджеты для поддержки тех партнеров, кто всерьез занялся продвижением восьмой версии. Будем оказывать им дополнительную методологическую помощь, на первых этапах помогать им в заключении договоров.

Насколько нам известно, «1С» ведет активную работу по координации создания отраслевых версий, привлекая к сотрудничеству ряд заинтересованных заказчиков и партнеров. Каким образом строится эта работа? Насколько она приоритетна для «1С»? Насколько тесным предполагается сделать прямое сотрудничество с заказчиками в будущем?

БН: Такое сотрудничество для нас имеет очень высокий приоритет. Для более крупных, комплексных решений отраслевая ориентация очень важна. Если в бухгалтерии и зарплате очень много общего в любой отрасли, то организация торговых процессов, организация производства сильно зависит от отрасли по своей сложности и бизнес-процессам. Чтобы быть эффективными и конкурентоспособными, чтобы заказчики быстро получали эффект от системы, очень важно, чтобы решения отражали отраслевую специфику. Что касается сотрудничества с конкретными заказчиками, для нас это скорее эксперимент. В любом случае мы стараемся строить, как минимум, трехстороннее сотрудничество, в котором участвуют заказчик, франчайзи и «1С».

Анализируете ли вы развитие партнерских сетей ваших ближайших конкурентов?

БН: Специально конкурентным анализом мы не занимаемся. На массовом рынке особых секретов не бывает, анализировать не очень тяжело.

Несколько лет назад вы призвали своих партнеров внедрять у себя системы качества. Оправдались ли, на ваш взгляд, эти усилия?

БН: Да, конечно. Мы очень сильно подняли уровень услуг партнеров. Не случайно большинство из них не ограничивается просто продажей «коробок». Они понимают, что необходимы качественные услуги, что это влияет на их собственную и нашу общую репутацию. Да, плохо, что они еще инертны в отношении нашей новой версии, но хорошо, что они работают качественно.

В результате развертывания систем менеджмента качества сильно вырос уровень удовлетворенности клиентов. Для меня большое достижение, что около 350 фирм участвуют в проекте типовой системы качества франчайзи, а 25 партнеров прошли международную сертификацию по ISO 9000:2000. Мы считаем это большим достижением. Да, сиюминутной выгоды мы не получаем, но на ближайшие несколько лет наша конкурентоспособность сильно повысилась. Это внесло существенный вклад в упрочение наших позиций на рынке.

Относительно недавно был принят «моральный кодекс» партнеров компании — «Этические нормы работы «1С:Франчайзи». Чем было вызвано появление этого документа? Как вы считаете, будет ли он реально работать?

БН: Он уже реально работает. Партнерам нужны были ориентиры для выстраивания взаимоотношений, чтобы понимать, что «хорошо», а что — «плохо». Сообщество франчайзи складывалось много лет, оно очень стабильно. У нас эти понятия работают не хуже писаных законов. Нам нужно построить эффективное сообщество, которое давало бы его членам возможность быстро развиваться и чувствовать себя психологически комфортно. Очень не хотелось бы образовать волчью стаю, как пытаются делать некоторые наши западные коллеги.

Недавно «1С» возобновила тестирование ПК-серверов на совместимость со своими программными продуктами. Какими причинами это вызвано? Насколько широко предполагается развернуть эту программу тестирования?

БН: Эта программа широко развернулась на Украине и в Казахстане и, на мой взгляд, недостаточно серьезно воспринята в России. Я считаю, что она полезна. Конечно, она больше носит маркетинговое назначение, так как современные ПК-серверы должны удовлетворять требованиям «1С:Предприятие». Но поскольку наша прикладная платформа является для значительного количества секторов рынка индустриальным стандартом, такая сертификация полезна для клиентов — она помогает им правильно выбрать сервер. Сертификация полезна также и поставщикам серверов (как инструмент маркетинга их продукции), и фирме «1С» — она способствует созданию имиджа компании, находящейся в центре индустриальных проблем и дружелюбной по отношению к участникам рынка. От этой программы выигрывают все.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями