Аналитики кадровых агентств свидетельст?ву?ют: ставки в борьбе за ИТ-профессионалов продолжают повышаться

Радующая динамика российского ИТ-рынка имеет оборотную сторону, о которой компании говорят нечасто. Зато она заметна рекрутинговым агентствам. Последствия кадрового голода — ажиотажный рост зарплат и завышенная самооценка ИТ-специалистов налицо. Разрыв между спросом и предложением на рынке труда ИТ-персонала не уменьшается, и неудивительно, что амбиции специалистов растут быстрее, чем цены на нефть.

Впрочем, стоит отметить, что в связи с ростом мировых цен на нефть повышаются и внутренние цены практически на все товары и услуги, а доллар, в котором пока еще номинируются зарплаты, в лучшем случае стоит на месте. Так что некоторый «компенсирующий» рост зарплат вполне уместен. Другой вопрос — темпы этого роста.

Money, money, money

По данным московского кадрового агентства «Коннект Персонал», только за последний год средняя зарплата специалистов по внедрению и сопровождению ERP-систем, Java-разработчиков и других технических специалистов выросла вдвое, а программистов и консультантов «1С» — втрое. Динамика различается по специализациям, и в основном зарплаты растут в столице, где структура спроса особая.

«Мы ощущаем сложность в закрытии позиций менеджеров по продажам, если фиксированная часть вознаграждения составляет 1000-1200 долл., конкурентоспособными являются предложения от 1500 долл. плюс процент от продаж», — сообщила генеральный директор «Коннект Персонал» Елена Познякова. Многие неохотно рассматривают предложения с оплатой чуть выше текущей, даже если речь идет о карьерном росте и обучении в компании с неплохой репутацией. Студенты ведущих технических вузов без опыта работы не желают изучать предложения ниже 600-700 долл. Востребованность ИТ-специалистов сейчас настолько высока, что они анализируют более десяти предложений о работе одновременно.

Дисбаланс между претензиями кандидатов и возможностями работодателей усугубляется недостатком знаний в области развития карьеры и отсутствием зрелых механизмов на рынке труда, подтверждают консультанты Kelly IT Resources. При поиске работы выпускники вузов зачастую оценивают место не с точки зрения карьерных перспектив, а по финансовым параметрам. В результате нередки случаи, когда после нескольких лет работы на «хлебном», но бесперспективном месте на рынок труда выходит специалист с ограниченным набором навыков и знаний, зато с завышенными ожиданиями.

Заложники?

Профессионалы помимо уровня заработной платы обращают внимание на ее легальность и наличие социального пакета (компенсация на питание, пользование мобильным телефоном, медицинская страховка). Кроме того, придирчиво оцениваются преимущества предлагаемой вакансии, содержание проекта (связь с новейшими разработками и способность украсить резюме), стабильность и известность компании, а также возможность обучения (корпоративных курсов английского, сертификационных программ в России или за рубежом) и карьерные перспективы.

С этой точки зрения традиционно привлекательно выглядят гиганты ИТ-индустрии, опирающиеся при подборе кадров на мотивационные схемы. Зарубежные корпорации постоянно отслеживают уровень зарплат в своих нишах, делая компенсационный пакет привлекательнее среднерыночного (как правило, «белая» зарплата значительно выше средней плюс полный соцпакет).

Российские ИТ-компании на стадии найма стараются сдерживать рост зарплат: в их предложениях оклады лишь незначительно выше, чем на предыдущем месте работы соискателей и на 10-30% меньше желаемой. «Исключение составляют новые фирмы, заинтересованные в эффективном старте и готовые тратить львиную долю своего бюджета на оплату квалифицированных и опытных специалистов, чтобы компенсировать им риски перехода из стабильной компании», — отметил генеральный директор петербургского агентства «Аркадия++» Юрий Иванов.

Между тем зарплата на прежнем месте работы в значительной мере отражает реальную стоимость специалиста, и, завышая ее, работодатели сами роют себе яму. Как отмечают в Kelly IT Resources, на этапе удержания сотрудника со стажем в компании три-четыре года комплект зарплаты, соцпакета и льгот становится настолько тяжел, что уже несопоставим со среднерыночным уровнем и не обязательно пропорционален профессиональному росту. Иванов уточнил, что это справедливо для ключевых сотрудников компании, утрата которых способна повлечь потерю заказчиков или резкое снижение эффективности проектов, а их переход к конкурентам — вызвать изменения в структуре самого бизнеса. Круг замкнулся: заботясь о сохранении своей команды, компании тем самым повышают ставки для всего рынка и становятся заложниками профи.

Требуются...

Активнее всего представляют себя на рынке труда специалисты с опытом работы до двух лет и управленцы среднего/высшего уровня. Если молодые специалисты обычно ищут работу через Internet, то менеджеры среднего уровня обращаются в рекрутинговые агентства и используют личные контакты, топ-менеджеры — в агентства, специализирующиеся на подборе ИТ-персонала. А вот средняя прослойка зрелых профессионалов слишком тонка, поэтому сегодня они становятся объектом прямого поиска.

Дороговизна трудовых ресурсов приводит к тому, что в число самых востребованных категорий входят молодые специалисты с опытом работы от полугода до трех лет и знанием английского на уровне разговорной речи. Сохраняется высокий спрос на системных администраторов со стажем работы три-четыре года, хорошо «идут» специалисты по оборудованию Cisco, оцениваемые примерно в 1500 долл. Примечательно, что опытные специалисты по сетевой безопасности — одна из немногих категорий, которая за пределами Москвы стоит дороже.

Со стороны софтверных компаний продолжает расти спрос на опытных разработчиков со знанием C++, Java (J2EE, JSP) и хорошим английским. При этом, по данным «Коннект Персонала», программист на С++ стоит около 1200 долл., Java-разработчик — 850-1500 долл., программист ASP.NET — 1200-1600 долл., а «1С»-программист — 1500-1700 долл.

На уровне среднего и топ-менеджмента востребованы эксперты построения ИТ-инфраструктуры с опытом управления, планирования и анализа развития компании, а также руководители проектов, чья стоимость достигает 3 тыс. долл.

В области автоматизации наибольшим спросом пользуются разработчики и специалисты со знанием бизнес-процессов предприятия, способные внедрять и развивать ERP-системы. Спрос на самых дорогих специалистов по внедрению MBS Navision, Axapta и SAP R/3, рыночная стоимость которых доходит до 6 тыс. долл., достаточно велик как со стороны внедренческих, так и непрофильных компаний. В них часто предпочитают тех, кто, помимо высшего образования (компьютерного или инженерного), знания английского языка и опыта работы, имеет дополнительные сертификаты, что объясняется недостатком опыта в оценке квалификации кандидата и желанием подстраховаться.

О пользе амбиций

Качество ИТ-специалиста сегодня определяется не только его технической квалификацией, но и уровнем дисциплинированности, умением выстраивать отношения с людьми. «Растет важность его ?эмоциональной компетентности?, — подчеркивает Познякова, — ибо творческая обстановка, свободный обмен информацией внутри ИТ-подразделения способствуют успешности компании в целом. В последнем полугодовом отчете Kelly IT Resources отмечено изменение образа «хорошего ИТ-специалиста»: работодатели хотят видеть сотрудника не только с высоким интеллектом и аналитическим складом ума, но и общительного, обаятельного, с широким кругом обязанностей, активно развивающегося, умеющего представить себя и продукт. И фортуна благоволит карьеристам, которые следуют несложным рекомендациям: непрерывно расти профессионально, менять место работы не чаще чем раз в полтора года, упоминать в резюме только то, с чем сталкивались на практике, уметь рассказать о выполненных проектах и используемых средствах во время интервью.

Требования к личности соискателя в каждой вакансии индивидуальны, но в последнее время в них все чаще стали встречаться слова «стабильность» и «умение работать в команде».

Частая смена работы настораживает работодателя, который явно не разделяет популярное в Internet-форумах мнение, что работу нужно менять не реже раза в два года.

«Оптимальный период работы на одном месте три года, в этом случае личность кандидата не вызывает сомнений», — считает Познякова.

Но хотя работодатели косо смотрят на тех, кого в советское время звали «летунами», сегодня ситуация благоприятствует частой смене места работы. В желании заполучить дефицитный ресурс компании вынуждены делать предложения, от которых трудно отказаться. И фактически с каждым переходом специалист имеет возможность набирать «очки».

Что дальше?

В ближайшем будущем аналитики Kelly Services прогнозируют всплеск активности рынка труда ИТ по всем направлениям, появление множества интересных позиций и обострение дефицита узких и дипломированных специалистов, экспертов. В связи с развитием бизнеса в России таких великанов, как Intel и Sun Microsystems, количество специалистов, имеющих за плечами школу международных корпораций, растет. К концу 2004-го — началу 2005 года ожидается возврат самой мощной волны специалистов, выехавших на работу в Европу и США в 1999-2000 годах (в связи с истечением срока виз H1B). Предполагается, что они будут развивать свою карьеру в России, зная, что уровень зарплаты здесь уже мало отличается от западного. Однако вряд ли эти факторы смогут компенсировать недостаток профессионалов на рынке. Как и ныне, проблема будет решаться за счет привлечения молодежи, поддержки профильных вузов и студенческих стажировок, системы профессионального развития внутри компаний, а также притока специалистов из регионов.


Цифры решают все

Спрос на ИТ-специалистов