Уральские предприятия ВПК рассматривают перспективы внедрения корпоративных информационных систем

Предприятия военно-промышленного комплекса всегда славились высоким уровнем автоматизации. На них работали самые оснащенные КБ, в их развитие вкладывались огромные средства. С 70-х годов в структуру большинства заводов были введены информационно-вычислительные центры с самыми мощными по тем временам ЭВМ. Но в сфере ИТ максимальный срок морального износа технологий — пять лет. С начала 90-х на большинстве предприятий оборудование не менялось. Причина очевидна: объем оборонного заказа сильно сократился, финансовых ресурсов оказалось недостаточно.

А ресурсы нужны немалые. Дело в том, что зачастую модернизировать вычислительные центры необходимо «с нуля»: все программное обеспечение было предназначено для машин серии ЕС. В 90-х годах эти ЭВМ стали выходить из строя, программисты и операторы, их обслуживающие, уходили на пенсию.

Но самое главное: программы советского периода не были рассчитаны на оперативный обмен информацией. Пакетный способ обработки данных подразумевал, что информация в бумажном виде в течение нескольких дней собиралась, затем (в так называемый регламентный день) все вводилось в память компьютера, формировались отчеты, на основе которых можно было делать выводы. Эти документы и возвращались пользователям. Пока цены устанавливаются «сверху», эффективно работать можно, но конкуренция заставила изменить темп.

Оживление оборонного комплекса началось лишь с конца 90-х. ИТ стали важным фактором повышения конкурентоспособности. Сегодня многие предприятия ВПК в той или иной мере проводят модернизацию своих вычислительных центров. На Урале значительных успехов в этом направлении достиг екатеринбургский Уральский оптико-механический завод. Здесь с 2001 года внедряются различные информационные системы. В августе для обмена опытом завод посетили директора оборонных предприятий и руководители ИТ-подразделений. Обсуждались как общие проблемы автоматизации, так и достижения УОМЗ на этом пути. Организатором совещания выступил Союз предприятий оборонных отраслей Свердловской области. Всего присутствовали представители более 70 предприятий региона и России.

Руководство завода заинтересовано не просто в автоматизации производственных и управленческих процессов. Основная часть выпускаемой продукции — оптроника для военной авиации. При большом количестве предприятий-заказчиков возникает проблема сопрягаемости программных систем.

«Мы, к примеру, готовим электронные модели в Unigraphics или в SolidEdge, а у наших клиентов для просмотра этих чертежей программные комплексы совершенно другие. Необходимость межотраслевой стандартизации ИТ осознается практически всеми. С одной стороны, мы должны чаще встречаться с коллегами, с другой — требуются действия со стороны государства», — поясняет начальник отдела информационных технологий УОМЗ Светлана Кошелева.

Другая проблема, общая для всех оборонщиков, — обеспечение информационной безопасности. До сих пор вопросы передачи данных между оборонными предприятиями в должной мере не регламентированы. Если и имеются установленные правила, они носят в основном запретительный характер. К примеру, на компьютере секретная информация храниться не должна, выход в Internet из корпоративной сети не допускается. Вместе с тем любой контракт должен обязательно сопровождаться электронным руководством, электронными моделями продукции. Ситуация абсолютно противоречивая, и данный вопрос неоднократно поднимался в ходе прошедшего совещания. Но основная часть докладов была посвящена все-таки достигнутому опыту УОМЗ на пути информатизации.

«Винегрет» или дерево целей?

На Уральском оптико-механическом заводе создание и внедрение информационной системы сопровождалось серьезной работой по реорганизации и реструктуризации процессов управления предприятием.

В рамках новой оргструктуры для всех работников — от руководителя до рабочего каждого отдельного департамента — были прописаны цели, задачи, а также конечный продукт.

Все производственные направления предприятия были разделены по принципу производственно-технических комплексов, каждый из которых рассматривался с точки зрения бизнес-единицы.

На предприятии разработана и принята целевая программа информатизации, рассчитанная до 2006 года. Ядром программы стало внедрение системы управления предприятием. Речь идет о модернизации двух ведущих элементов: конструкторско-технологического блока/подготовки производства (с помощью САПР и PDM-системы), и системы автоматизации принятия управленческих решений на основе ПО компании IFS. Особое внимание было уделено созданию коммуникационной инфраструктуры. На заводе создается как локальная сеть, так и мультисервисная сеть «УОМЗ — филиалы». На ее основе будут предоставлять услуги IP-телефонии и видеоконференц-связи. Именно эта инфраструктурная часть составляет большую долю затрат на автоматизацию.

Гостей с других уральских предприятий особенно заинтересовали подходы к управлению жизненным циклом изделий.

«Система автоматизации производства здесь налажена таким образом, что из единой базы данных модификаций и спецификаций формируются цеховые заказы. В итоге здесь удалось устранить такое звено, как распределители маршрутных листов в цехах. Четкий график движения товароматериальных ценностей позволяет мгновенно оценивать финансовый вес каждого участка в стоимости готовой продукции, себестоимость контролируется ежедневно. Теперь на ОМЗ перешли на еженедельное начисление заработной платы. И главное — только на этой основе можно обеспечить логистический принцип ?точно вовремя?. Эти технологии, безусловно, необходимо внедрять повсеместно», — отметил Вадим Кораблев, руководитель ИТ-департамента Уральского электромеханического завода.

Вопросы вызвало наличие на УОМЗ разнородных, подчас казалось бы дублирующих друг друга решений. Победителями в корпоративных тендерах становились системные интеграторы «Микротест», ЛАНИТ, «АйТи», «Офин-Сигнал». В итоге для разных бизнес-процессов выбраны приложения компаний IFS, TCE, Hyperion, ЛАНИТ (LanDocs), «АйТи» («Босс-Кадровик»), «1С». Ряд разработок: система управления договорами, мониторинг действий пользователя сети, модуль архивирования данных — выполнены программистами самого завода.

Руководство завода объясняет наличие «зоопарка» тем, что на рынке нет ни одной системы, которая одинаково хорошо охватывала бы весь производственный цикл. А глубокая интеграция разных структурных подразделений не всегда необходима.

«Для сбытовиков важно отследить момент поступления средств — и поэтому в коммерческом департаменте и в службе сбыта стоит одно и то же программное обеспечение разработки IFS. А вот для бухгалтерии высокая оперативность не принципиальна. И тут мы можем ограничиться установкой продукта ?1С?. Хотя интеграция с другими приложениями, конечно, имеется и здесь», — пояснила точку зрения руководства Кошелева.

Единство корпоративной системы поддерживается в значительной мере и общностью руководства. Куратором и руководителем проекта является первый заместитель генерального директора. По отдельным направлениям автоматизации назначены ответственными руководители структурных подразделений, совещания проводятся не реже чем раз в месяц. График работ по автоматизации четко прописан, в соответствии с ним выделяются средства. Атмосферу «зараженности» всего топ-менеджмента УОМЗ идеей необходимости информатизации отметили многие участники совещания.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями