Со временем это, возможно, назовут очередным чудом. В течение нескольких лет тайваньские компании, изначально не владевшие технологиями изготовления TFT-панелей и ряда других компонентов ЖК-дисплеев, совершили настоящий прорыв. В будущем тайваньской ЖК-индустрии прогнозируют новые успехи

Бурный рост индустрии жидкокристаллических дисплеев в последние годы связывали в основном с двумя корейскими гигантами — LG и Samsung, перехватившими инициативу у японских компаний и возглавившими рейтинги производителей TFT-панелей и дисплеев на их основе. Корейские компании стали своеобразными символами TFT-индустрии. Они задавали и продолжают задавать тон в так называемой гонке диагоналей.

Пятерка ведущих производителей ЖК-панелей с большими диагоналями составляет главную ударную силу тайваньской ЖК-индустрии. Войти в круг избранных непросто: слишком велика входная плата. В компаниях, выбравших в качестве основной сферы деятельности производство ЖК-панелей малого и среднего размера (например, Prime View, которой принадлежит один завод поколения 2,5G, см. фото), как правило, к этому и не стремятся. Участвовать в «гонке диагоналей» престижно и почетно. Но воистину синица в руках лучше, чем журавль в небе: рынок панелей небольшого размера тоже достаточно велик

Оценивая производственные мощности ЖК-индустрии по выпуску панелей с диагоналями от 10 дюймов и выше, DisplaySearch в прошлом году отвела корейским компаниям долю в 37,8%. Следом располагались тайваньские и японские компании — соответственно 31,7 и 28,6%. Однако в DisplaySearch отмечают: по объему инвестиций в совершенствование производственной базы в 2003 году Тайвань опередил корейских конкурентов почти вдвое.

Тайваньская ЖК-индустрия растет бурными темпами. Трудности последних лет (общий спад мировой экономики, эпидемия атипичной пневмонии, боевые действия на Ближнем Востоке и т. д.) на ней практически не сказались. Растет производство ЖК-мониторов: к 2007 году, как ожидают в тайбэйском Market Intelligence Center (MIC), доля тайваньских компаний в общемировом объеме их поставок может вырасти до 75%. Увеличиваются объемы изготовления TFT-панелей. Согласно прогнозам DisplaySearch, в 2007 году доля производственных мощностей по их выпуску на Тайване составит 46,4% (против 37,5% в Корее).

Изначально тайваньские компании не владели технологиями изготовления TFT-панелей и ряда других компонентов ЖК-дисплеев. В течение нескольких лет по сути был совершен технологический прорыв. Аналитики весьма оптимистично оценивают будущее тайваньской ЖК-индустрии, а ее настоящее заслуживает того, чтобы остановиться на нем более подробно.

Комбинация из пяти...

«Скелет» тайваньской ЖК-индустрии составляют пять ведущих производителей TFT-панелей — AU Optronics (AUO), Chi Mei Optoelectronics (CMO), Chunghwa Picture Tubes (CPT), HannStar Display и Quanta Display (QDI). В основном это — молодые компании. Четырех из них еще несколько лет назад просто не существовало. AUO была основана в 2001 году, QDI — в 1999-м, CMO и HannStar — в 1998-м. Исключение составляет лишь CPT: эта компания была основана в 1971 году как часть еще более известной на Тайване корпорации Tatung, ведущей свою историю с 1918 года. Tatung и сегодня остается крупнейшим акционером CPT (38% акций).

Разумеется, и остальные компании возникли не на пустом месте. За их спиной, как правило, также стоят могущественные холдинги, известные не только в Азии. К примеру, AU Optronics входит в группу компаний BenQ, выделившейся некоторое время назад из состава Acer. Формирование AUO в сентябре 2001 года стало результатом слияния двух компаний — Acer Display Technology (ADT) и Unipac Optoelectronics. Первая на тот момент уже владела производственной линией четвертого поколения по обработке стеклянных пластин. Вторая еще в 1994 году приступила к массовому выпуску TFT-панелей, введя в эксплуатацию линию первого поколения, а к 2001 году имела в своем распоряжении две линии поколения 3,5G.

Еще интереснее происхождение Chi Mei Optoelectronics. Ее исторические корни уходят в 50-е годы. Компания Chi Mei Industrial, впоследствии превратившаяся в Chi Mei Group, была создана в 1959 году и получила известность как один из столпов нефтехимической отрасли на Тайване. Основной ее профиль — производство пластмасс. Кроме того, в состав Chi Mei Group входят компании, занимающиеся торговлей, логистикой, производством продуктов питания и т. д.

В рейтинге DisplaySearch среди ведущих производителей TFT-панелей с диагональю от 10 дюймов пять перечисленных тайваньских компаний по итогам 2003 года расположились следом за двумя корейскими лидерами — LG.Philips и Samsung, на местах с третьего по восьмое. Между CPT (пятое место) и HannStar Display (седьмое) вклинилась корпорация Sharp — единственный представитель Японии в первой восьмерке. В этом году, согласно прогнозам DisplaySearch, QDI должна опередить и HannStar, и Sharp, хотя именно Sharp зимой этого года первой ввела в эксплуатацию производственную линию 6-го поколения).

Чистая прибыль AU Optronics по итогам прошлого года составила 457 млн. долл. — это больше, чем у четырех других крупнейших тайваньских производителей TFT-панелей, вместе взятых (применительно к CPT речь идет о доходах подразделения TFT Business Unit).

В этом году, по оценкам представителей самой AUO, чистая прибыль компании должна вырасти почти втрое — до 1244 млн. долл. Впрочем, и другие производители ожидают роста прибылей. В процентном отношении наибольшего прогресса планируют добиться в HannStar и QDI, для которых 2003 год оказался не слишком удачным. Чистая прибыль этих компаний, как ожидается, должна увеличиться с прошлогодних 25 млн. долл. и 18 млн. долл. до 275 млн. долл. и 193 млн. долл. соответственно.

Поколения выбирают

Толщина стеклянных пластин, обрабатываемых на современных линиях ЖК-производств, составляет 0,5-0,7 мм. Естественно, по мере увеличения габаритных размеров пластин оборудование становится более сложным и громоздким. Именно по габаритным размерам пластин (из одной пластины после разрезания получается несколько стеклянных подложек для панелей) и принято разделять производственные линии по поколениям.

К 2004 году практически все ведущие производители TFT-панелей обзавелись линиями 5-го поколения. Четкой стандартизации здесь не существует: каждому поколению соответствует несколько типоразмеров стеклянных пластин. Для линий 5-го поколения самый популярный типоразмер — 1100x1300 мм; одной такой пластины будет достаточно для изготовления шести подложек для 27-дюймовых панелей или двух для 47-дюймовых. Такие линии есть, в частности, у AUO, CMO и QDI. Помимо этого, однако, к линиям 5-го поколения относят и те, на которых обрабатываются пластины размерами 1100x1200, 1100x1250 и 1200x1300 мм, а также производственные мощности LG.Philips LCD, которая ввела в обращение типоразмеры 1000x1200 и 1000x1250 мм.

«Стандартизация типоразмеров стеклянных пластин может сыграть положительную роль, особенно если и дальше сохранится тенденция к падению цен на ЖК-телевизоры, — считает директор подразделения Product Planning Management Division компании HannStar Display Сэм Хуанг. — Стандартизация позволит снизить себестоимость. Но не будем забывать, что ситуация в индустрии во многом зависит от поведения ее лидеров. Проблема в том, что LG и Samsung не могут договориться между собой, и я не верю в то, что в скором времени это станет возможным».

Интересно, что сама HannStar одной из первых анонсировала типоразмер пластин, которые будут обрабатываться на линиях поколения 7,5G. И этот размер (2120x2450 мм) отличается от размеров, объявленных другим производителем, торопящим время, — компанией Sharp (2000x2400 и 2200x2600 мм). Впрочем, говорить о поколении 7,5G пока еще рановато. Прежде тайваньским компаниям еще предстоит ввести в эксплуатацию линии 6-го поколения. В AUO собираются сделать это в первом квартале 2005 года, в CPT — в те же сроки, в QDI и HannStar — во втором квартале будущего года. Ближайшие планы CMO включают открытие линии поколения 5,5G; на ней будут обрабатываться пластины размером 1300x1500 мм.

На заводе Sharp в японском городе Камеяма линии 6-го поколения обрабатывают пластины размером 1500x1800 мм. AUO, HannStar, CPT и QDI, а также LG.Philips LCD избрали другой типоразмер — 1500x1850 мм. (Кстати, заявленные тайваньскими компаниями максимально возможные объемы выпуска панелей значительно превосходят аналогичные показатели завода Sharp в Камеяме.) В Samsung решили сразу приступить к строительству линии 7-го поколения в рамках совместного проекта с Sony. На линии, которую планируется ввести в строй в 2005 году, будут обрабатываться пластины размером 1870x2200 мм. Такой же размер анонсировала для своей линии 7-го поколения и AUO.

Придет ли конец этой «гонке вооружений»? Скорее всего, да. Резервов для увеличения размеров стеклянных пластин, обрабатываемых на мощностях по выпуску TFT-панелей, осталось не так уж много. Оптимисты отводят на развитие производственной базы TFT-индустрии еще как минимум лет пять. Пессимисты (их больше) — два-три года.

«Я не исключаю, что шестое поколение может стать последним для тайваньской ЖК-индустрии. Увеличиваются размеры не только пластин, но и оборудования для работы с ними. Значит, возникает больше трудностей с доставкой и установкой», — отметил Питер Чью, заместитель директора службы Color Imaging Promotion Office, созданной при бюро промышленного развития Министерства экономики Тайваня. По его мнению, сейчас особенно важны контакты с поставщиками сырья и компонентов для изготовления ЖК-панелей, и эту задачу необходимо решать не только производителям, но и государству.

«Типично японский стиль»

Пять тайваньских компаний, две корейские и три японские — так выглядит десятка ведущих производителей ЖК-панелей для ноутбуков, компьютерных мониторов и телевизоров по итогам 2003 года по версии DisplaySearch. Японские компании располагаются в этом списке на шестом (Sharp), девятом (TMDisplay) и десятом (Hitachi) местах. Однако многие на Тайване не склонны преувеличивать роль своих компаний в ЖК-индустрии и преуменьшать значимость японских.

«Если вы посмотрите на картину всей ЖК-индустрии в целом, то увидите, что она построена в типично японском стиле, — говорит вице-президент компании AMTC Кент Ли. — Изначально TFT-технология разрабатывалась для военных нужд. В 80-х годах японские компании начали ее коммерциализацию. От них эта технология пришла на Тайвань, и влияние их на тайваньскую ЖК-индустрию по-прежнему очень велико».

AMTC выпускает светофильтры для ЖК-панелей, используя такие же стеклянные пластины, которые применяются производителями самих панелей для изготовления подложек. Технология производства светофильтров была передана AMTC японской компанией Toppan, мировым лидером по производству данного вида продукции.

Практически по всем основным компонентам, используемым при изготовлении ЖК-панелей, компании Страны восходящего солнца входят в число ведущих поставщиков. Это и Chisso (собственно жидкокристаллические вещества), и Asahi Glass (стеклянные пластины), и Toppan (светофильтры), и Nitto Denco (поляризаторы), и многие другие. Хорошо известны и японские производители микросхем драйверов, которые наряду с панелями используются при сборке так называемых ЖК-модулей.

«В последние годы тайваньские разработчики драйверов (NovaTek, Himax и др.) добились значительного прогресса, поэтому мы охотно используем их продукты, но все же при изготовлении устройств класса hi-end мы по-прежнему применяем драйверы японских компаний», — заметил Хуанг.

Конечно, помимо японских компаний на рынке компонентов для производства ЖК-панелей присутствуют и компании из других стран. Больше других известны, пожалуй, немецкая Merck (жидкокристаллические вещества) и американская Corning (стеклянные пластины). Та и другая уже имеют производственные мощности на Тайване, обе в этом году начали строительство новых.

Corning связывают тесные отношения с CMO. Совсем недавно компании сблизились еще больше, заключив между собой многолетнее соглашение о сотрудничестве. Впрочем, это нисколько не мешает Corning поддерживать столь же тесные связи и вне Тайваня с другими представителями ЖК-индустрии. К примеру, в Корее у американской компании есть совместное предприятие с Samsung.

Тем не менее именно благодаря более чем дружеским взаимоотношениям CMO и Corning, как утверждают на Тайване, одно из предприятий последней было размещено в научном парке в округе Тайнан. «CMO является своеобразным локомотивом научного парка в округе Тайнан, — подчеркивает директор администрации научных парков юга Тайваня Тай Чейн. — Благодаря связям руководства компании у нас появились предприятия Corning и ряда японских корпораций, поставляющих компоненты для производства ЖК-панелей и модулей».

Сама технология изготовления ЖК-панелей, кстати, тоже пришла на Тайвань из Японии. Всем пяти ведущим тайваньским производителям в разное время пришлось заключать технологические альянсы с японскими корпорациями. Партнером AUO в 2003 году стала Fujitsu, которая пятью годами ранее сформировала стратегический альянс с CMO. CPT получила в свое распоряжение технологические разработки сначала Toshiba, а потом Mitsubishi. Партнерами HannStar последовательно становились Toshiba, Hitachi и Sharp. Альянс 1999 года с той же Sharp стал отправной точкой в истории QDI.

Предки AUO, Unipac и ADT, сотрудничали соответственно с Matsushita и IBM. И если случай с ADT и IBM несколько выбивается из общего ряда, то историю с приобретением компанией CMO подразделения по разработке и выпуску TFT-панелей японского филиала IBM вполне можно считать его продолжением. В результате этого приобретения в 2001 году была образована компания IDTech (дочернее предприятие CMO).

Право на OEM

Прежде Тайвань не считался мировым центром производства телевизоров. Благодаря прогрессу ЖК-индустрии у местных компаний появилась возможность это положение изменить. Рынки ноутбуков и компьютерных мониторов (а, следовательно, и панелей для них) уже считаются устоявшимися. Выпуск панелей для ЖК-телевизоров сулит производителям очень интересные перспективы.

В DisplaySearch ожидают, что среднегодовой коэффициент роста рынков TFT-панелей для ноутбуков и ЖК-мониторов до 2008 года включительно будет составлять 9 и 13% соответственно. В то же время для рынка панелей, которые применяются в телевизорах, этот показатель должен составить 63%.

Согласно прогнозам DisplaySearch, объемы продаж TFT-панелей для телевизоров в этом году увеличатся в два с лишним раза по сравнению с 2003 годом — 5,1 млрд. против 2,3 млрд. долл. В следующем году этот показатель достигнет 10,7 млрд. долл. Через четыре года ЖК-телевизоры станут основной сферой применения TFT-панелей.

Специалисты уверены, что цены на TFT-панели для ЖК-телевизоров (и соответственно стоимость самих телевизоров) будут стремительно падать. «Через год цены на 32-дюймовые панели должны упасть примерно на треть», — уверяет менеджер по развитию продуктов и бизнеса подразделения Proton Digital Consumer Devices Эдвин Панг. В DisplaySearch прогнозируют на 2005 год падение средней цены на 30- и 32-дюймовые TFT-панели с нынешних 953 долл. до 638 долл.

Нечто подобное совсем недавно происходило и на рынке мониторов. К примеру, в первом квартале 2000 года средняя цена 17-дюймовой панели, по данным DisplaySearch, составляла 1253 долл., а в заключительном квартале следующего, 2001 года, — уже 351 долл. 15-дюймовые панели за это время подешевели с 597 долл. до 217 долл., 19-дюймовые — с 1900 долл. до 524 долл. Это привело к настоящему обвалу цен на рынке ЖК-мониторов, но далее события развивались не столь бурно. В январе нынешнего года 15-дюймовые панели стоили в среднем 218 долл., 17-дюймовые — 286 долл., 19-дюймовые — 414 долл. В дальнейшем резких скачков цен на эти устройства в DisplaySearch не ожидают.

Со временем ЖК-телевизоры тоже должны превратиться в товар массового спроса. Пока этого не случилось. Зато произошло другое: тайваньские производители телевизоров оказались в новой для себя ситуации.

«Впервые мы можем закупать все компоненты для производства телевизоров у тайваньских компаний. По идее это должно обеспечить нам свободу выбора и, как следствие, новые резервы для снижения себестоимости», — поясняет Панг.

Из тайваньских компаний больше других на рынке ЖК-телевизоров преуспевают TECO, Tatung, Quanta, Amtran, BenQ и Sampo. Очень любопытен пример компании Tatung, в модельном ряде которой представлены ЖК-телевизоры с диагоналями от 17 до 47 дюймов. Среди поставщиков TFT-панелей для этой компании значатся LG.Philips LCD, Fujitsu, AUO, Samsung, CMO, CPT и Hitachi (а не только CPT, как было бы естественно предположить).

Ванг Йен Юан: «С вводом в эксплуатацию производственных линий 6-го, а затем и 7-го поколения мы ожидаем существенного понижения цен на большие панели»

«Так исторически сложилось. К примеру, панели с диагональю 17 дюймов были поначалу только у Fujitsu. Затем другие производители освоили их выпуск, и заказчики попросили нас представить модели с большими углами обзора. Выбор был сделан в пользу продукции LG.Philips LCD. В этом году, скорее всего, начнем использовать 17-дюймовые панели одного из тайваньских производителей», — рассказывает генеральный менеджер подразделения Tatung Display Business Unit Ванг Йен Юан.

Tatung известна тем, что 95% своей продукции выпускает под чужими марками. «Это общая практика. Тайваньские торговые марки слишком слабы, чтобы конкурировать с японскими и американскими», — отмечает аналитик института Institute for Information Industry Аннабель Хсу. Доля продуктов, выпускаемых TECO, Tatung и другими в рамках OEM-контрактов, в общем объеме поставок ЖК-телевизоров выросла с 10,1% в первом квартале 2003 года до 43,2% в первом квартале нынешнего. Растут и объемы поставок ЖК-телевизоров под марками торговых партнеров тайваньских компаний — их доля выросла за тот же период с 24,7 до 41,1%.

«Пока технология находилась на ранних этапах своего развития, OEM-заказов было мало, требовалось время на ее обкатку, — отметила Хсу. — В дальнейшем производство в рамках OEM-контрактов будет доминирующей моделью бизнеса в данном сегменте».

Уроки прагматизма

На Тайване рассчитывают, что через некоторое время к возглавляемой AUO пятерке ведущих производителей TFT-панелей с большими диагоналями присоединится еще одна компания — Innolux, входящая в группу Foxconn. Есть еще компания Toppoly, которой по итогам 2003 года в рейтинге DisplaySearch было отведено 17-е место с долей рынка 0,1%. В DisplaySearch ожидают, что в нынешнем году она поднимется на 15-е и уже будет контролировать 0,8%.

Большие диагонали требуют больших инвестиций, а это под силу далеко не каждой компании. Но сфера применения ЖК-панелей далеко не ограничивается ноутбуками, мониторами и телевизорами. Рынок панелей малого и среднего размера, которые могут применяться в самых разных устройствах (от сотовых телефонов и КПК до медицинских приборов и автомобильной электроники), тоже довольно велик. Здесь пока властвуют японские компании. В десятке лучших в рейтинге DisplaySearch по итогам прошлого года им принадлежит семь мест, в том числе пять первых, на которых расположились Sharp, TMDisplay, Seiko Epson, ST LCD (совместное предприятие Sony и Toyota) и Casio. На шестом месте — AUO. Другие тайваньские компании расположились так: HannStar — на 16-м месте, CMO — на 14-м, Toppoly — на 13-м, Prime View — на 12-м.

Для компании Prime View, штаб-квартира которой находится в известном на весь мир тайваньском научном парке в городе Хсинчу (на севере острова), прошлый год оказался прибыльным — впервые за всю историю ее существования. Эта компания, основанная в 1992 году, тоже возникла не сама по себе. Крупнейшим держателем акций Prime View является компания Yuen Foong Yu — ведущий тайваньский производитель бумаги.

Сейчас Prime View принадлежит один завод поколения 2,5G, способный обрабатывать в месяц до 45 тыс. стеклянных пластин размером 370x470 мм. Продуктовый ряд Prime View включает панели с диагоналями от 2,5 до 10,4 дюйма. К большим диагоналям в компании не стремятся.

«Нам просто страшно подключаться к этой гонке; входной платой будут поистине огромные для наших масштабов инвестиции, — признается старший вице-президент Prime View Дуглас Тао. — Сегодня мы заинтересованы лишь в количественном наращивании производственных мощностей, возможно, за счет приобретений или сотрудничества с более сильными партнерами».

Тао убежден: весомым преимуществом небольших компаний является гибкость во взаимоотношениях с заказчиками. «К примеру, мы можем выпускать для них панели с нестандартными диагоналями, — говорит он. — Наши заказчики не такие крупные компании, как, скажем, HP или Dell. Им проще работать с нами, чем с производителями панелей, ориентированными на крупные заказы».

«Мы делаем то, что пользуется спросом, — говорит Стэнли Лин, президент компании VBest Electronics, также выбравшей в качестве основной сферы деятельности производство ЖК-панелей малого и среднего размера; кроме того, на мощностях VBest осуществляется сборка ЖК-модулей из панелей других производителей. — Да, действительно, мы покупаем трехдюймовые панели у CMO и собираем модули на их основе. Для таких производителей, как CMO, самостоятельная сборка трехдюймовых модулей экономически невыгодна. Это наш бизнес».

«Для нас миллиардные инвестиции были бы неоправданными, — утверждает вице-президент по продажам и маркетингу компании Solomon Goldentek Display Рэнди Лин. — Мы делаем то, что у нас получается лучше. Так, мы продолжаем выпуск монохромных ЖК-модулей. Конечно, этот рынок в развитых странах будет сокращаться, но в странах третьего мира он будет существовать еще довольно долго».

В Solomon Goldentek около 1,5 тыс. сотрудников, в VBest — около 2,5 тыс. Тем не менее и у них есть собственные, пусть и сравнительно небольшие, подразделения исследований и разработок. В ИТ-индустрии о будущем нужно думать заранее — в тайваньских компаниях об этом помнят.

Для Solomon Goldentek одним из приоритетных направлений перспективных разработок являются пластиковые ЖК-дисплеи.

«Их нельзя разбить, они устойчивы к высоким температурам и попаданию воды, их можно сворачивать при переноске. Эти достоинства делают пластиковые дисплеи очень привлекательными в глазах пользователей. Думаю, к 2007-2009 годам они уже появятся в продаже», — считает Рэнди Лин.

В VBest выбрали иное направление исследований. «Материалы для изготовления пластиковых дисплеев слишком дороги, кроме того, разработчикам еще предстоит решить немало проблем, связанных с их невысокой контрастностью и низкой надежностью, — говорит Стэнли Лин. — В моем представлении наилучшие шансы имеет технология OLED».

Время малых форм

В OLED многие видят завтрашний день ЖК-индустрии. Выполненные на основе органических светодиодов дисплеи, как ожидается, будут обладать существенными преимуществами — меньшими энергопотреблением и толщиной, повышенной яркостью при больших углах обзора и т. д. Но у OLED есть и свои подводные камни.

«Важнейшим достоинством OLED-дисплеев является низкое энергопотребление, намного меньшее, чем у аналогичных по размерам TFT-устройств. Нет никаких сомнений в том, что рынок OLED-панелей и дисплеев на их основе будет расти, — уверен директор тайваньского отделения DisplaySearch Дэвид Хсье. — Но есть обстоятельства, способные помешать быстрой коммерциализации OLED. В частности, контроль компании Kodak над большинством патентов, так или иначе затрагивающими различные аспекты изготовления OLED-устройств».

Не менее важным представляется и тот факт, что технология TFT уже хорошо отработана многими компаниями, в том числе и для дисплеев с большими диагоналями, а OLED только-только делает первые шаги в этом направлении, начав с малых и средних диагоналей.

«Даже в мобильных телефонах OLED-дисплеи пока в основном используются в качестве вспомогательных, — сказал Хсье. — Поэтому трудно делать прогнозы. Давайте сначала дождемся, пока эта технология по-настоящему завоюет признание в телефонах».

Технология OLED во многом схожа с жидкокристаллической. К примеру, матрицы обоих типов могут быть пассивными либо активными (напомним, что главное различие между двумя этими видами матриц заключается в способе адресации элементов).

«Вообще у этих двух технологий больше сходств, чем различий. Поэтому оборудование для изготовления TFT-матриц, как мы предполагаем, можно будет использовать и для выпуска OLED-панелей, естественно, после определенной модернизации, — заявляет Стэнли Лин. — Будущее OLED мы оцениваем оптимистично, но, конечно, многое будет зависеть от ситуации на рынке и потребностей заказчиков».

На Тайване OLED связывают в основном с небольшими компаниями — RiTdisplay, Univision, Lightronik, Windell (подразделение Wintek, еще одного производителя ЖК-панелей) и др.

«На нынешнем этапе проще инвестировать в разработки, связанные с OLED, нежели в создание современных TFT-производств, поскольку требуются значительно меньшие объемы вложений, — поясняет Хсье. — Но лет через пять, полагаю, картина может существенно измениться. Далеко не все смогут выжить».

Из ведущих производителей ЖК-панелей наибольший интерес к OLED проявляют AU Optronics, CPT и CMO. В прошлом году в CMO при участии IDTech была создана 20-дюймовая OLED-панель — самая большая в мире на тот момент. В AUO в рамках совместного проекта с Universal Display разрабатывают комбинированные решения на основе двух технологий — TFT и OLED, в которых органические светодиоды используются в качестве замены традиционным лампам подсветки и светофильтрам.

Трудный путь через пролив

Будет ли тайваньская ЖК-индустрия расширяться в сторону континентального Китая, открывая там новые предприятия и совершенствуя производственную базу имеющихся? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть положительным, учитывая общий характер экономического сотрудничества между Китаем и Тайванем, а также то обстоятельство, что многие компании уже вложили немало сил и средств в развитие «на материковом направлении». Но не стоит спешить с выводами.

Тайваньский пролив не просто разделяет между собой две общественно-политические системы. Отношения Китая и Тайваня намного сложнее. В них наряду с идейным антагонизмом тесно переплелись исторические и культурные традиции, экономические и политические интересы правящих элит, общие этнические корни и многое другое. Пестрый клубок взаимных симпатий и антипатий всякий раз распутывается по-разному.

У Китая есть собственное производство ЖК-панелей, но его доля в масштабах общемирового объема выпуска этих устройств ничтожно мала. Тайваньские компании вплоть до последнего времени переносили в Китай лишь мощности по сборке ЖК-модулей.

«Цепочки поставок важны для любой отрасли, для ЖК-индустрии особенно, учитывая те компоненты (стеклянные пластины, жидкокристаллические вещества и т. д.), которые используются при изготовлении панелей, — отмечает Чью. — В Китае пока что отсутствует инфраструктура ЖК-индустрии».

По его словам, пекинское правительство вполне могло бы предпринять шаги, подобные тем, которые способствовали притоку инвестиций в китайскую полупроводниковую промышленность. В частности, благодаря этим шагам в TSMC (один из флагманов тайваньской полупроводниковой промышленности) приняли решение о начале производственной экспансии в Китае.

Однако случай с производством ЖК-панелей может оказаться сложнее. Не исключено, что политические соображения здесь перевесят экономическую целесообразность.

«Могу абсолютно четко сказать, что мы не приветствуем на китайской земле бизнесменов, которые последовательно поддерживают идею независимости Тайваня и сепаратистские действия его политических лидеров», — заявила недавно вице-министр торговли Китая Ма Сюхонг.

Первыми на эти слова отреагировали в компании CMO, основатель которой Хсу Вэн Лунг является сторонником нынешнего тайваньского президента Чен Шуйбяна. Тот в свою очередь неоднократно заявлял о приверженности идее независимости Тайваня. В июне этого года Хсу ушел с поста председателя совета директоров CMO, однако его влияние в компании по-прежнему велико.

«Нынешняя политическая ситуация заставляет нас рассматривать другие варианты размещения производственных мощностей за пределами Тайваня. Например, это может быть Вьетнам», — заметил финансовый директор CMO Эдди Чен. По его словам, компании, вероятно, придется заморозить некоторые проекты в Китае «до тех пор, пока ситуация не улучшится».

Если опираться на результаты последних выборов на Тайване, лишь немногим более половины населения острова поддерживает идею создания независимого государства. Это еще больше запутывает положение. Политический диалог между Пекином и Тайбэем и раньше был непростым. Как он будет складываться дальше, прогнозировать трудно.

Впрочем, крест на расширении производственных мощностей тайваньской ЖК-индустрии в Китае могут поставить не политические, а экономические факторы. Ряд экспертов полагает, что через некоторое время может случиться кризис перепроизводства ЖК-панелей, и тогда необходимость в новых заводах отпадет сама собой.

Время коронации уточняется

Конечно, от кризиса перепроизводства ЖК-индустрия, как и любая другая промышленная отрасль, не застрахована; но все же подобный сценарий в обозримой перспективе представляется маловероятным. Спрос на ЖК-панели устойчиво растет, и все громче звучат голоса тех, кто уже в ближайшем будущем видит Тайвань в роли их ведущего поставщика на мировой рынок.

«Корея потеряет корону лидера, и это может случиться уже во второй половине текущего года. В первом полугодии этого не произошло, потому что производственные мощности тайваньских компаний не были полностью загружены», — подчеркивает Хсье.

Ввод в эксплуатацию производственных линий следующих поколений обещает ускорить прогресс на рынке ЖК-телевизоров.

«Пока этот рынок развивается очень медленно, — отмечает вице-президент подразделения продаж и маркетинга компании CPT Лю Чжи Чжун. — Однако увеличение объемов производства панелей с большими диагоналями неминуемо изменит ситуацию к лучшему».

«Если бы мы полагались в своей деятельности только на ЖК-телевизоры, то давно бы уже обанкротились, — признается Эдвин Панг из компании Proton. — Размер, безусловно, важен, но пока панели с диагоналями от 40 дюймов и выше слишком дороги. Поэтому у нас нет моделей телевизоров с такими диагоналями. Это не имеет смысла, если объемы поставок составляют несколько штук в месяц. Хочется верить, что в будущем положение улучшится».

В Tatung тоже не торопятся приступать к массовому выпуску ЖК-телевизоров с большими диагоналями.

«С вводом производственных линий 6-го, а затем и 7-го поколения мы ожидаем существенного понижения цен на большие панели. Тогда и придет время телевизоров на их основе», — считает Ванг Йен Юан.

Остается лишь добавить, что подобной точки зрения в Тайбэе сейчас придерживаются многие. Иными словами, резервы для дальнейшего роста тайваньской ЖК-индустрии просматриваются вполне отчетливо. Уверенность в ее завтрашнем дне зиждется на трезвом расчете. Насколько он окажется верным, мы узнаем, когда будущее станет прошлым.


Свои драйверы ближе

Микросхемы-драйверы, управляющие подачей напряжения на электроды ЖК-матрицы, поначалу считались ахиллесовой пятой тайваньской ЖК-индустрии. Сегодня с такими компаниями, как NovaTek и Himax, приходится считаться всем без исключения на этом рынке.

Компания NovaTek была выделена из состава UMC, которая вместе с TSMC образует дуэт лидеров тайваньской полупроводниковой промышленности, в 1997 году. В рейтинге ведущих поставщиков драйверов для TFT-модулей она сейчас занимает третье место вслед за Samsung и NEC. Своих производственных мощностей компания не имеет, размещая заказы на изготовление микросхем на заводах UMC. Производство ведется по 0,35-микронной технологии с использованием 200-миллиметровых пластин.

У Himax Technologies несколько иная история. Эта компания моложе, она была основана в 2001 году и частично принадлежит CMO. На Тайване Himax нередко критикуют за чересчур тесные связи с CMO, однако это не мешает компании работать и с другими поставщиками ЖК-панелей. Крупнейшим заказчиком NovaTek является AU Optronics.

«Многие почему-то воспринимают драйверы чуть ли не как потребительские товары, на самом деле, естественно, это не так, — с улыбкой отмечает пресс-атташе NovaTek Дэвид Чен. — Возможно, причина подобного отношения в размерах рынка. Годовой объем поставок драйверов только для больших панелей оценивается в 1,6 млрд. штук, при этом на каждую панель в среднем приходится 10-15 микросхем. Данный бизнес основан на массовых поставках».

По его мнению, рынок драйверов продолжит расти, поскольку ожидается рост рынка ЖК-панелей. Падения цен на микросхемы при этом, в отличие от ситуации с панелями, Чен не ожидает: «Для нас гораздо критичнее возможности предприятий по изготовлению микросхем».


Символы стремления

Дизайн награды Symbol of Excellence опирается на китайские традиции символизма и призван подчеркнуть стремление к совершенству и успеху

Отрасли промышленного производства, обладающие экспортным потенциалом, важны для любого государства, но для Тайваня с учетом особенностей его географического положения и политического статуса — особенно. Поэтому в Тайваньском совете по развитию внешней торговли (TAITRA) очень внимательно следят за развитием ЖК-индустрии. В последние годы о ее достижениях можно судить по количеству наград Symbol of Excellence, присуждаемых лучшим тайваньским продуктам. Менеджер проектов подразделения TAITRA Image Enhancement Plan (IEP) Promotion Фиби Ли считает, что компаниям ЖК-индустрии по силам и дальше развивать достигнутые успехи.

Что такое Symbol of Excellence?

Награда Symbol of Excellence является частью проекта IEP, организатором которого выступает Министерство экономики. TAITRA является его исполнителем. Проект IEP стартовал в начале 90-х годов, его основная задача — способствовать улучшению восприятия тайваньской продукции на мировом рынке. В рамках проекта формируются и действуют пятилетние программы, направленные на решение поставленных задач. Наградой отмечаются лучшие продукты тайваньских компаний. Ее дизайн опирается на китайские традиции символизма и призван подчеркнуть стремление к совершенству и успеху. На Тайване Symbol of Excellence считают одной из самых престижных наград не только в компьютерной индустрии, но и во всех других отраслях промышленного производства.

Когда ЖК-продукт впервые был удостоен Symbol of Excellence? Как часто это происходило потом?

Впервые это случилось в 1995 году. Лауреатом стала компания Veccom. Наградой был отмечен переносной ЖК-телевизор на основе активной матрицы. На следующий год в числе лауреатов оказались ЖК-продукты уже двух компаний, в 1997 году — пяти. Всего же с тех пор ЖК-продукты удостаивались Symbol of Excellence свыше 100 раз.

На ваших глазах произошло становление тайваньской ЖК-индустрии. Что произвело наиболее сильное впечатление?

Пять лет назад тайваньские компании значительно отставали от японских и корейских, а сегодня соперничают с ними на равных и даже опережают. Значительный прогресс достигнут в разработке и производстве компонентов, необходимых для изготовления ЖК-панелей (поляризаторов, драйверов и т. д.). Собственно, во многом благодаря Тайваню и стал возможен нынешний рост рынка ЖК-мониторов и телевизоров. Не останавливаясь на этом, многие компании ведут исследования, связанные с перспективными дисплейными технологиями, которые в будущем могут заменить собой жидкокристаллическую.

Каким вы видите будущее ЖК-индустрии на Тайване?

Тайвань контролирует значительную часть мирового рынка ноутбуков, ЖК-мониторов, КПК, сотовых телефонов. Для наших компаний, выпускающих эти и другие виды продуктов, в которых используются ЖК-экраны, проще и удобнее покупать ЖК-панели у тайваньских производителей. У тех, в свою очередь, сейчас появляются возможности проявить себя в более прибыльных нишах (ЖК-панели для телевизоров, микродисплеи и т. д.). Кроме того, нынешнее положение в ЖК-индустрии должно способствовать росту успехов тайваньских торговых марок.


TFT завоевывает мир

В этом году, согласно прогнозам DisplaySearch, почти половина мирового рынка дисплеев всех видов и размеров будет принадлежать ЖК-устройствам на основе технологии TFT. В дальнейшем их доля будет расти, в 2006 году она составит уже 65%

Как используются TFT-панели

Самой перспективной сферой применения технологии TFT считаются ЖК-телевизоры. В DisplaySearch прогнозируют, что среднегодовой коэффициент роста рынков TFT-панелей для ноутбуков и ЖК-мониторов до 2008 года включительно будет составлять 9 и 13% соответственно. В то же время для рынка панелей, которые применяются в телевизорах, этот показатель должен составить 63%

Тайвань уходит в отрыв

На протяжении последних нескольких лет Тайвань не уступал другим странам по объемам инвестиций в развитии производственной базы для выпуска TFT-панелей. Результатом стало стремительное расширение производственных мощностей


Дорогу — большим диагоналям

В ближайшие годы ожидается существенное падение цен на TFT-панели для ЖК-телевизоров

В погоне за лидерами

Sharp и Samsung, владеющие собственными производственными мощностями по выпуску ЖК-панелей, являются и лидерами мирового рынка ЖК-телевизоров. Марки тайваньских производителей считаются слабыми. Поэтому в общем объеме выпуска продукции этих компаний значительную долю занимают OEM-поставки

От собственных брэндов к OEM

Как отмечают в MIC, тайваньским производителям потребовалось время на обкатку технологии изготовления ЖК-телевизоров. Этот период остался позади, и теперь они получают значительно больше OEM-заказов, чем прежде


Секреты коммерциализации

Кент Ли: «ЖК-технология пришла на Тайвань из Японии, влияние японских компаний на тайваньскую ЖК-индустрию очень велико»

Светофильтр — один из основных компонентов ЖК-панели. С его помощью на экране формируется цветное изображение, в котором каждый пиксел представлен субпикселами трех базовых цветов (красного, зеленого и синего). По отношению к слою ЖК-вещества покрытие фильтра, формирующее базовые цвета картинки, может располагаться как со стороны матрицы (технология Color Filter on Array), так и с противоположной. Материалы покрытия держатся компаниями-производителями в строгом секрете, его толщина, как правило, не превышает одного микрона.

Ведущие тайваньские производители ЖК-панелей часть светофильтров для своих нужд обычно делают сами. Оставшиеся потребности удовлетворяются за счет закупок у японских (например, Toppan) или тайваньских (например, AMTC, Sintek) компаний. «В общей себестоимости панели доля светофильтра составляет около 20%, поэтому мы не можем полностью полагаться на продукцию других компаний, — поясняет вице-президент подразделения продаж и маркетинга компании CPT Лю Чжи Чжун. — К тому же при переходе к использованию стеклянных пластин большего размера необходима установка нового оборудования. Иными словами: требуются инвестиции, нам легче пойти на такой шаг, чем компаниям уровня AMTC или Sintek».

Впрочем, в AMTC, по словам коммерческого вице-президента компании Кента Ли, также уже готовятся к вводу в строй в следующем году линии 6-го поколения.

«Некоторое время назад я был в России в качестве частного инвестора, — рассказывает Ли. — Я знаю, что и в вашей стране также есть немало интересных разработок, связанных с дисплейными технологиями (в основном плазменными). Их беда, на мой взгляд, заключается в отсутствии систем контроля качества, отвечающих международным стандартам. Без этого даже самые замечательные технологии крайне трудно довести до коммерческого уровня».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями