Клиника Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС внедрила современную медицинскую информационную систему
По мнению Михаила Бахтина, роль руководителя при внедрении информационных систем в медучреждениях — «ключевая в квадрате»

Информатизация отечественных медицинских учреждений пока оставляет желать лучшего. Средств на нее отпускается немного, внимания уделяется недостаточно, практикуется «лоскутная» автоматизация, используются «самописные» системы и т. д. А из-за невысокого спроса зарубежные системы, созданные специально для учреждений здравоохранения, не локализованы.

Однако есть предпосылки для того, чтобы ситуация изменилась. Если конкуренция не заставит руководство клиник переменить отношение к информатизации, то это сделают страховые компании, которые при дальнейшем развитии медицинского страхования будут контролировать затраты лечебных заведений жестче, чем налоговая инспекция. А без информационных систем требуемые отчеты о произведенных тратах быстро и без ошибок подготовить невозможно.

Среди примеров иного отношения к ИТ можно назвать Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России. Сотрудники информационно-аналитического отдела центра, получив поддержку руководства клиники, начали поиск подходящей информационной системы.

«Вопрос контроля и учета возник около пяти лет назад, после того как центр начал оказывать медицинские услуги не только сотрудникам министерства, но и внебюджетным пациентам. В процессе изучения того, что имеется на рынке медицинских информационных систем в России и в мире, нам встречались простые и дешевые решения. Однако вопросы их адаптации к нашим условиям, настройки и внедрения мы должны были решать самостоятельно. Покупать такие системы нужно было вместе с программистами, их создавшими. Нас это не устраивало. Познакомились также с хорошими французскими и американскими системами. Но они пока не подходят для России, поскольку отсутствует их локализация. А у нас, например, вся документация обязательно должна вестись на русском языке. Наконец, наши пути пересеклись с компанией СП.АРМ, которая локализовала интегрированную медицинскую информационную систему MedTrak, разработанную австралийской компанией TrakHealth», — рассказал начальник информационно-аналитического отдела Михаил Бахтин.

Система MedTrak внедрена в медицинских учреждениях многих стран мира. Следовательно, она позволяет делать соответствующие настройки для различных технологических цепочек и учитывать местную специфику. К тому же она покрывает почти все потребности лечебного учреждения с точки зрения информатизации, образуя тем самым единое информационное пространство клиники.

«Поскольку австралийский рынок невелик, то система MedTrak изначально создавалась для использования в разных странах, следовательно, легконастраиваемой. Впоследствии уже полученный опыт внедрения и эксплуатации системы аккумулируется в самом продукте. Все запросы пользователей из 20 стран стекаются к разработчику и учитываются в новых версиях. В этом причина популярности MedTrak во многих странах. Кроме того, система реализована на СУБД Cache, что обеспечивает ее высокую производительность и масштабируемость при невысоких требованиях к аппаратной части. Cache, являясь постреляционной СУБД, чаще всего используется для хранения и управления данными в медицинских учреждениях, информатизация которых имеет сложную структуру», — объяснил выбор системы для локализации Александр Мартынов, генеральный директор СП.АРМ.

Наднациональные особенности здравоохранения

Специфика предприятий здравоохранения заключается в использовании слабоструктурированных данных. Например, клиника МЧС, которая представляет собой не только госпиталь на 100 коек, но также методический центр и научное учреждение, хранит и обрабатывает и цифровые данные, и текст, и изображения. У больниц и поликлиник к тому же имеются сложноформализуемые отношения со страховыми компаниями и фондами.

Система MedTrak внедрена в медицинских учреждениях многих стран мира. Следовательно, она позволяет делать соответствующие настройки для различных технологических цепочек и учитывать местную специфику

Важно также то, что от надежности и правильности функционирования информационной системы зависит не только финансовое благополучие предприятий, но и здоровье и порой даже жизнь людей. Медицинские системы являются не business critical, а life critical, то есть в прямом смысле жизненно важными. В информационной системе обязательно должны быть верно отражены все назначения врача, а информация о больном не искажена. Иначе ошибки могут быть непоправимыми.

Кроме того, медицинские системы должны позволять хранить справочники по лекарствам и болезням, а также истории болезни.

Все эти особенности учитываются в системе MedTrak. Ее внедрение в клинике МЧС прошло довольно гладко — технические задачи решались без особых проблем. Сложности возникали только с тем, что на внедрение информационных технологий медицинским учреждениям России пока не выделяется достаточное количество денег. Успеху проекта во многом способствовал энтузиазм сотрудников информационно-аналитического отдела, а также понимание и поддержка руководства клиники.

Основной эффект от внедрения MedTrak в клинике МЧС проявляется в улучшении качества обслуживания пациентов. Теперь исключены ошибки (например, изменение пола и возраста пациентов), которые возникали при переписке данных вручную. Почти исчезли очереди в регистратуре и двойные записи пациентов на прием к врачу.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями