Нынешнее положение Hitachi Data Systems на отечественном рынке представляет собой довольно причудливую картину. Широкую известность приобрели продукты компании: дисковые накопители монолитного типа Lightning и модульного типа Thunder, а также их близнецы, продаваемые под торговыми марками Sun Microsystems и Hewlett-Packard. В то же время сама компания остается малоизвестной; не так часто встретишь специалиста, знакомого с HDS в целом

Московское представительство HDS решило в какой-то мере преодолеть этот недостаток и пригласило в Японию делегацию примерно из 20 человек с намерением познакомить их со своими исследовательскими и производственными мощностями. В программу визита входили встречи с ведущими менеджерами в центральном офисе и с разработчиками в исследовательском центре, а также посещение сборочного производства. Это была в чистом виде ознакомительная поездка; основной ее целью было установление личных контактов между японскими специалистами и российскими потребителями продукции. Подобный шаг стал необходим, поскольку в HDS намерены активнее осваивать наш рынок, но взаимное незнание — а порой непонимание — остаются. Скорейшее преодоление данного барьера будет способствовать развитию бизнеса. Впрочем, создавалось впечатление, что принимающая сторона хотела не столько себя показать, сколько сама посмотреть на «этих загадочных русских».

Самое интересное, что удалось узнать, — это, пожалуй, секрет того, как, будучи новичком в данном сегменте, HDS за четыре неполных года смогла захватить около 40% рынка накопителей. Беспрецедентному успеху способствовали объективные и субъективные факторы. К числу объективных условий можно отнести тот факт, что в результате эволюции технологий для компании открылась новая рыночная ниша — бурно развивающаяся область мощных накопителей, которая прежде существовала в каком-то смысле автономно от остального рынка. В течение долгих лет в сегменте мощных дисковых накопителей неоспоримая монополия принадлежала компании EMC; некоторую конкуренцию ей составляла IBM; было еще несколько компаний, меньших на порядок, и эта ситуация казалась установившейся и естественной до какого-то момента времени.

С середины 90-х объемы хранимых данных стали возрастать со скоростью, которая заставила рынок измениться. Фактическая монополия одной компании оказалась тормозом — в том числе и на пути развития технологий, но особенно негативно монополия влияла на цены. Для установления баланса на рынке требовался равный по силе конкурент, обладавший достаточными технологическими и финансовыми ресурсами и готовый к тому, чтобы начать принципиально новый для себя бизнес. Корпорация Hitachi лучше других подходила на эту роль: ее экономический и технологический потенциал был неоспорим и в то же время ее собственный компьютерный бизнес хоть и не был убыточным, но не отличался значительной перспективностью.

Руководство корпорации смогло верно оценить ситуацию, и в 1999 году было принято революционное решение о трансформации производственной программы. В корпорации полностью отказались от производства собственных компьютеров, сосредоточившись исключительно на выпуске систем хранения. Это было непростое решение: до этого момента корпорация оставалась одним из немногих мировых производителей мэйнфреймов. HDS выпускала две модели; старшая называлась Skyline, а младшая — Pilot, это были полностью S/390-совместимые КМОП-серверы. Утверждалось, что Skyline был самым быстрым из S/390-совместимых серверов, а Pilot — самым компактным. Поразительно, но в отличие от «родных» систем IBM в машинах HDS была решена проблема Y2K; владельцы этих компьютеров были избавлены и от множества других проблем.

У мэйнфреймов Hitachi любопытная история. Своими корнями они уходят в середину 70-х годов, когда множество компаний ринулось клонировать IBM System 360. Одной из них была компания ITEL, позже ставшая подразделением National Advanced Systems в корпорации National Semiconductor. Собственная история Hitachi началась в 1989 году с покупки National Advanced Systems, а закончилась она через десять лет, когда в 1999 году было принято решение о прекращении производства собственных мэйнфреймов и полном переходе к производству накопителей. Идею отказа от производства мэйнфреймов активно поддержали в IBМ. В связи с этим в 2001-2002 годах было заключено несколько картельных соглашений, связанных с согласованием стандартов на пользовательские интерфейсы, передачей технологий и совместной ценовой политикой.

План трансформации HDS был разбит на несколько этапов. Первая фаза, стартовавшая в 1999-2000 годах и длившаяся четыре года, была в большой степени технической. За это время HDS нужно было изменить свой статус; перестать быть компанией, производящей мэйнфреймы, и стать компанией, выпускающей системы хранения, построенные в соответствии с открытыми стандартами. Стандарты сделали продукты компании привлекательными для Sun и HP. Сегодня накопители, продаваемые под различными торговыми марками, собираются на одной линии на заводе в Одовара, и только на финальной фазе на них навешиваются дверцы фирменной окраски.

Сейчас можно говорить о начале второй фазы, на которой к производству собственно накопителей добавляется поставка аппаратной инфраструктуры и сервисов для создания больших локальных сетей хранения. Своим следующим шагом HDS определила создание средств управления системами хранения (Storage Area Management, SAM), а также создание новых технологий асинхронного резервного копирования. Особый интерес представляет кооперирование с одной из самых перспективных компаний в области управления данных, AppIQ. В дальнейшем HDS намеревается расширить исследования в области управления корпоративной информацией.


Принципы HDS

Перед заводом в Одовара стоит монумент, на котором начертаны основные философские принципы HDS:

«Наша деятельность основана на философии Hitachi Company, мы ставим на первое место дух независимости и профессионального умения. Поставляя обществу новые продукты высочайшего качества, мы испытываем чувство гордости и ответственности. Мы движемся вперед, стремясь создавать производства, наделенные духовной гармонией. Наши цели:

  1. Делать надежные продукты, соответствующие требованиям наших клиентов.
  2. Ставить перед собой серьезные задачи.
  3. Работать с доверием, помня о главном.
  4. Ставить себя в те же условия, в которых находятся все остальные.
  5. Создавать рабочие условия, способствующие раскрытию энергии.»