Компьютер, ставший «Человеком года»
анонсированный 12 августа 1981 года первый персональный компьютер Голубого Гиганта произвел сильнейшее впечатление на рынок

Проект под кодовым названием Chess в IBM окружили завесой строгой секретности. Но не только поэтому анонсированный 12 августа 1981 года первый ПК Голубого Гиганта произвел сильнейшее впечатление на рынок. IBM всегда ассоциировалась с большими машинами, и на становление рынка микроЭВМ, казалось, смотрела несколько свысока. Но руководству корпорации хватило прозорливости, чтобы оценить перспективность персональных компьютеров и не повторить ошибку, допущенную в 60-х годах, когда она чуть не упустила рынок мини-компьютеров, отдав пальму первенства новичкам типа DEC. Выпуск первого IBM PC (Personal Computer) стал эпохальным событием для компьютерного мира. Как отмечала газета New York Times на следующий день после анонса, «выход на рынок персональных машин компании, само имя которой стало синонимом компьютера, без сомнения, стимулирует рост и без того вполне динамичного бизнеса». Действительно, тогдашним лидерам рынка, Apple и Tandy, очень скоро пришлось сильно потесниться, а термин PC для большинства пользователей заменил все другие наименования персональных машин.

Для выхода на рынок ПК корпорации потребовалось многое поменять в принципах ведения проектов и бизнеса. Традиционный для нее четырехгодичный цикл разработки был неприемлем, к тому же этот рынок был по-настоящему массовым и диктовал условия, отличные от тех, к которым IBM привыкла, поставляя дорогие компьютеры крупным заказчикам. Чтобы ускорить и удешевить проект, корпорация обратилась к внешним поставщикам, что во всей ее истории происходило крайне редко.

анонсированный 12 августа 1981 года первый персональный компьютер Голубого Гиганта произвел сильнейшее впечатление на рынок

Внимание IBM привлекла компания, в те времена совершенно несопоставимая по своим размерам и корпоративной культуре с патриархом компьютерной отрасли. Но Basic и компиляторы других языков программирования от Microsoft использовались на большинстве ПК конца 70-х. Обнаружив этот факт, руководители проекта Chess в июле 1980 года предложили Биллу Гейтсу разработать Basic для своей будущей системы. А затем, благодаря неудаче в переговорах с компанией Digital Research о приобретении ее операционной системы CP/М, которая доминировала на рынке микрокомпьютеров, Microsoft получила заказ и на создание ОС .

Разработанный за год IBM PC поставлялся не только с DOS и интрепретатором Basic, но и с рядом популярных в то время прикладных программ, включая электронную таблицу VisiCalc, текстовый процессор EasyWriter и финансовые пакеты от компании Peachtree Software. Кроме того, IBM предлагала всем желающим писать программы для IBM PC, и если они представляли интерес, брала на себя их публикацию, для чего был создан специальный департамент.

Выбор второго ключевого поставщика для IBM PC современниками также оценивался неоднозначно. 16-разрядный процессор Intel 8088 был не самым мощным и архитектурно совершенным в сравнении, например, с популярной в то время серией Motorola 68K. Говорят, что именно ее считали наиболее предпочтительной инженеры из IBM, однако решение было принято в пользу Intel, прежде всего по той причине, что незадолго до этого IBM получила права на производство микропроцессора 8086 (8088 отличался от него лишь тем, что использовал восьмиразрядную шину и за счет этого был дешевле) для интеллектуальной пишущей машинки Displaywriter. Во многом благодаря этому выбору и открытости платформы IBM PC, архитектура Intel x86 выбилась в лидеры микропроцессорного рынка.

IBM предложила несколько вариантов комплектации своего ПК. Простейший из них предполагал использование обычного телевизора в качестве дисплея и стоил 1565 долл., версия за 3 тыс. долл. имела дисплей и дисковод, а стоимость наиболее полных конфигураций с принтером, цветным дисплеем и двумя дисковыми накопителями доходила до 6 тыс. Объем оперативной памяти варьировался от 16 до 256 Кбайт.

Ставка на массовый рынок привела еще к одному важному изменению бизнес-модели компании — впервые IBM обратилась к сторонним дистрибьюторам, Computerland и Sears & Roebucks, для реализации своего компьютера в розничных торговых сетях.