В компании не считают, что выпуск чипсета Grantsdale с поддержкой технологии Intel High Definition Audio знаменует собой конечный этап эволюции звуковых подсистем ПК

Когда в январе нынешнего года корпорация Intel в рамках выставки Consumer Electronics Show (CES 2004) в Лас-Вегасе впервые представила спецификацию Intel High Definition Audio (ранее известную под кодовым именем Azalia), многие специалисты сошлись во мнении, что в Санта-Кларе таким образом решили прибрать к рукам рынок аудиотехнологий для персональных компьютеров. Основанием для столь радикальной оценки послужили характеристики представленного решения (в частности, поддержка аудиоформата 7.1), а также то обстоятельство, что в проекте по его разработке принимала участие компания Dolby Laboratories, многие технологии которой в свое время получали статус стандартов де-факто качественного звука.

У звуковых карт Creative (особенно старшей ценовой категории) еще не все потеряно на рынке, даже с учетом предстоящего выпуска Grantsdale

Позже, в феврале, Intel и Dolby продемонстрировали, как работает Intel High Definition Audio, участникам и гостям конференции Intel Developer Forum в Сан-Франциско. Там же было объявлено о начале действия программы лицензирования встроенных аудиокодеков на базе новой технологии и совместной маркетинговой инициативе, направленной на стимулирование продаж ПК с ее поддержкой. Все это лишь укрепило специалистов в радикальной оценке происходящего. Даже те, кто поначалу придерживался иного мнения, стали высказывать опасения по поводу судьбы нынешних лидеров рынка аудиотехнологий для ПК, и в первую очередь компании Creative.

С тех пор как в 1991 году звуковая карта Sound Blaster Pro была включена в знаменитую спецификацию Multimedia PC (а годом ранее оригинальный вариант Sound Blaster признали «Бестселлером №1» среди всех плат расширения для ПК на американском рынке), лидирующим позициям Creative на рынке практически ничего не угрожало. Можно вспомнить, например, что в середине 90-х годов словосочетания «звуковая карта» и Sound Blaster вообще считались чуть ли не синонимами. Затем, правда, ситуация несколько изменилась, конкуренты подтянулись к Creative. Но все же не настолько, чтобы кто-то мог усомниться в лидерстве компании на рынке аудиотехнологий для ПК.

Теперь, однако, Creative получила куда более могущественного оппонента в лице Intel. Причем речь идет о двух различных концепциях (интегрированный звук и решение на основе отдельной аудиокарты), одна из которых вполне в состоянии вытеснить с рынка другую. Произойти это может уже довольно скоро. В текущем квартале Intel планирует официально представить чипсет, известный под кодовым названием Grantsdale. В хаб-контроллере ввода/вывода (ICH) этого набора системной логики, как ожидается, будет реализована поддержка Intel High Definition Audio.

Может ли что-то Creative этому противопоставить? Конечно, еще остается надежда на то, что решение, предложенное Intel, себя не оправдает. Такое возможно. В свое время нечто подобное уже происходило с некоторыми чипсетами с интегрированным графическим ядром. «История повторяется, разработчикам графических процессоров тоже обещали нелегкую жизнь, — заявил европейский брэнд-менеджер Creative Дарра О?Тул. — Но ATI и nVidia доказали право своей продукции на существование. Можно вспомнить и аудиокодеки на основе AC?97, это решение оказалось не настолько интересным для пользователей, как ожидали многие, и в результате у других компаний, предлагающих микросхемы аудиоконтроллеров для интеграции на материнских платах, осталось большое поле для деятельности».

О?Тул считает интегрированные на материнской плате аудиоподсистемы на основе Intel High Definition Audio подходящим решением лишь для систем начального уровня. С этим можно поспорить, учитывая поддержку формата 7.1 и вполне приличное качество звучания, за которое готовы ответить специалисты не только Intel, но и Dolby Laboratories. Тем не менее довод о том, что «по качеству звука чипсет с интегрированным аудиокодеком неизбежно уступит плате расширения на основе специализированного процессора, предназначенного для обработки аудиоданных», как минимум, нельзя не принимать во внимание. В Creative, по словам О?Тула, полагают, что у звуковых карт есть еще немало резервов для улучшения характеристик воспроизведения звука. Что ж, осталось только дождаться, когда эти резервы будут задействованы.

У многих сейчас возникает вопрос, угрожают ли тучи, сгустившиеся над Creative на рынке звуковых карт для ПК, существованию компании. На данный момент, думается, такая постановка вопроса преждевременна. Продуктовый портфель Creative составляют не только звуковые карты, но также акустические системы, MP3-плейеры, видеокарты, Web-камеры, модемы, клавиатуры и мыши. Да и у тех же самых звуковых карт Creative далеко еще не все потеряно на рынке, даже с учетом предстоящего выпуска Grantsdale. Поэтому оптимизм О?Тула («Это, безусловно, не конец компьютерного звука») выглядит не как хорошая мина при плохой игре. Creative еще поборется — на поле, хозяином которого компания была в течение десяти с лишним лет. 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями