Российские компании могли бы снискать большую известность, если бы активнее участвовали в CeBIT
Валентин Макаров будет и в дальнейшем добиваться поддержки разработчиков властными и общественными структурами

Участие в выставке CeBIT предоставляет отечественным ИТ-компаниям реальную возможность выхода на международные рынки, однако входной билет на шоу высоких технологий в Ганновере явно не по карману начинающим российским игрокам.

По оценкам компании ABBYY, организационные расходы, связанные с самостоятельным участием в CeBIT, составляют примерно 100 тыс. долл. В эту сумму входят затраты на постройку собственного демонстрационного стенда, доставку образцов продукции, проезд и проживание сотрудников, маркетинговые мероприятия и т. д. Масштаб расходов оставляет за бортом всемирной выставки немало средних по российским меркам ИТ-компаний с годовым оборотом в 1-2 млн. долл. Поэтому наша страна была представлена на CeBIT недостаточно, хотя и достойно, считает руководитель службы информации, рекламы и связей с общественностью фирмы ABBYY Настасья Савина. В этом году Российская экспозиция включала в себя стенды традиционных участников выставки — Минпромнауки, Минобразования РФ, а также крупных игроков отечественного телекоммуникационного рынка. Среди российских компаний, специализирующихся в области разработки программного обеспечения, профинансировать самостоятельное участие в CeBIT смогли лишь четыре — ABBYY, «Лаборатория Касперского», ПроМТ, и «Центр речевых технологий».

Другой вопрос, стоит ли отечественным разработчикам со скромными, «по ганноверскому счету», доходами, показывать себя на столь престижных международных форумах? «Несомненно, стоит», — убеждена Савина. Она напомнила, что в свое время первые зарубежные контракты ABBYY были подписаны именно на CeBIT. Поэтому перспективным российским компаниям, решившим продемонстрировать свои разработки иностранным партнерам, необходима государственная и отраслевая поддержка.

В 2004 году несколько российских фирм получили такую поддержку. Как сообщил президент консорциума «Форт-Росс» и член правления Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Валентин Макаров, благодаря деятельному участию спонсоров — администрации Санкт-Петербурга и самой Ассоциации, на CeBIT 2004 был организован коллективный стенд разработчиков ПО Russian Software Pavilion. Под его крышей разместили свои экспозиции 21 компания из России, Белоруссии и Украины. Объединенная делегация отечественных разработчиков ПО принимала участие в обширной программе выставочных мероприятий, главным среди которых стал II Российско-германский ИТ-форум. В нем приняли участие более 130 делегатов из обеих стран.

Безусловно, организация коллективного стенда на CeBIT помогла перспективным российским новичкам сделать свои первые шаги на зарубежный рынок, — полагает руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского» Денис Зенкин, — но поддержка государства не должна ограничиваться спонсорством их участия в международных выставках. Необходимо, чтобы правительство страны эффективно способствовало созданию привлекательного имиджа российской продукции в целом. В этом смысле для государства гораздо важнее продвижение общенационального брэнда Made in Russia, а не поддержка отдельных решений компаний.