Разработчики ПО об иностранных инвестициях и государственной поддержке

Почему западные инвесторы, интересуясь российским ИТ-рынком, не спешат делать реальные вложения в отечественные компании, и способно ли государство повлиять на эту ситуацию? Эти вопросы обсуждались на заседании пресс-клуба, проведенного ассоциацией разработчиков программного обеспечения «Руссофт».

Требуется национальная гордость

До сих пор рынок развивался, можно сказать, благодаря невмешательству государства, и сегодня небольшие отечественные компании, работающие на внутреннем рынке, особенно те, деятельность которых связана с товарными потоками, стараются лишний раз не привлекать к себе внимание государственных чиновников. Другое дело — компании, продающие свои товары или услуги за рубеж и рассчитывающие на привлечение западных капиталов: обладая определенной финансовой прозрачностью, они не избегают общения с властью. Разработчики заказного программного обеспечения всегда говорили о том, как необходимо им для успешной конкуренции с индийцами и китайцами чувствовать за своей спиной поддержку страны. Для этого на государственном уровне должны существовать серьезные программы развития ИТ-отрасли.

«Мы хотим высокой степени предсказуемости на долгосрочную перспективу и укрепления репутации страны», — выразил общее мнение директор по развитию бизнеса компании EPAM Systems Владислав Шершульский. В пример нашим государственным мужам ставился президент Филиппин, посвятивший день своего визита в США продвижению ИТ-аутсорсинга.

«Дежурный» по ИТ пока не назначен

Алексей Сухарев, президент компании «Аурига»: «Диалога нет, так как непонятно, с кем говорить»

Совершенствование законодательства, пиар ИТ-отрасли и диалог с ее представителями — вот что, по мнению президента компании «Аурига» Алексея Сухарева, необходимо «офшорным» разработчикам (правда, в последнее время это слово несет на себе отпечаток некоторой полулегальности, с чем открытым компаниям не хотелось бы иметь ничего общего). Законодательные препоны — это не только высокие налоги, мешающие платить высокую «белую» зарплату и получать высокую прибыль, так как оплата труда — основная составляющая затрат в заказных разработках. Это еще и проблема с получением разрешительных документов: конкурирующие индийские компании запускают заказ в работу за три дня, а российским несколько недель требуется только для того, чтобы получить разрешение на «законный» временный ввоз уникальной платы.

У ИТ-отрасли нет серьезного лобби в правительстве, которое могло бы помочь в решении этих вопросов, да и не может быть ввиду ее несущественного веса в экономике. Но главное, нет конкретной личности, к которой можно было бы пойти «на поклон». Свои интересы приходится отстаивать в таких ведомствах, как Минпромнауки, Минсвязи, Минэкономразвития, Минобразования и Академии наук. «Диалога нет, так как непонятно, с кем говорить», — отметил Сухарев.

Что может государство

Тем не менее, по мнению гендиректора компании «Рексофт» Александра Егорова, государству необходимо последовательно развивать инициативы по поддержке отрасли, начатые в прошлом году: сотрудничество профильных министерств с ИТ-ассоциациями, создание концепции поддержки индустрии, порученное Высшей школе экономики. Минсвязи в настоящее время выбрало для взаимодействия с ИТ-рынком корневую ассоциацию — АП КИТ, в которой с марта начнется работа экспертных групп над проектом правительственной концепции развития рынка информационных технологий.

Если федеральные власти могут поддерживать ИТ-индустрию в основном через нормативный механизм и политические заявления, то конкретные шаги по выполнению этих заявлений, предоставление налоговых льгот и инвестиций — задача властей региональных и местных. Примером таких шагов может служить проект создания технопарка в Санкт-Петербурге, реализованного на средства городской администрации и компаний — членов ассоциации «Форт-Росс». Из общего объема инвестиций (около 10 млн. долл.) компании вложили примерно треть в ремонт здания. Помимо прочего, «жители» технопарка будут получать существенную экономию на аренде, так как ставки для них почти в четыре раза ниже средних по городу.

Были среди участников пресс-клуба и те, кто считал, что бурно растущему сегменту рынка, которому сегодня остро не хватает кадров, а не заказов, негоже апеллировать к государству, чьими основными заботами являются проблемы безопасности и социального обеспечения. По словам начальника управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Минсвязи РФ Олега Бяхова, примерно 80% обращений граждан в Минсвязи до сих пор содержат просьбу поставить им телефон.

Свет в конце туннеля

Руководитель «Рексофта» не согласился с тем, что иностранные компании готовы вкладывать деньги в ИТ-рынок России, но не делают этого: сегодня почти не осталось ИТ-компаний, работающих на западных заказчиков, которые не были бы проинвестированы. Конечно, западные инвесторы были не слишком активны после Internet-кризиса, а также в связи с общим спадом на североамериканском и европейском рынках, когда потенциальным покупателям российских ИТ-проектов приходилось бороться за выживание. Но за последний год ситуация изменилась: компании выходят из кризиса и определяются со своей стратегией, в том числе и в отношении России. При этом российские ИТ-фирмы стали более прозрачны, внутренний рынок интенсивно растет и имидж страны медленно, но меняется. Поэтому в 2004 году вполне возможны инвестиционные сделки как с западными, так и с внутренними инвесторами, считает Егоров.


Проект программы действий

Ассоциация АП КИТ готовится к обсуждению проекта «Программы действий по продвижению товаров и услуг сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на внешние рынки», разработанной экспертами ГУ ВШЭ и Минэкономразвития.

Программа, рассчитанная на 2004-2007 годы, предусматривает изменение ряда нормативных документов с целью преодоления административных барьеров в области экспорта программного обеспечения и оказания финансовой поддержки отечественным предприятиям сектора ИКТ при выходе на внешние рынки.

В частности, предполагается внесение поправок в Таможенный кодекс, уравнивающих порядок контроля импорта и экспорта и таможенного оформления для носителей информации и прочих товаров, а также сужение сферы требований ведомственных нормативных актов по лицензированию экспорта информации и технологий двойного применения.

Под финансовой поддержкой понимается софинансирование из средств федерального бюджета и средств предприятий в пропорции 50:50 зарубежных презентаций и PR-акций, размещения рекламы в зарубежных СМИ, организации объединенных российских стендов на крупных международных выставках, в первую очередь на CeBIT и Comdex, издания информационных материалов для распространения через систему зарубежных торгпредств, а также расходов на добровольную сертификацию качества управления по стандартам ISO 9001/2000 и CMMI.

Для обеспечения эффективности предложенных мероприятий предполагается создание межведомственных и экспертных рабочих групп, системы мониторинга и финансирование организационного и аналитического сопровождения работ.

Реализация программы потребует выделения средств из федерального бюджета в объеме приблизительно 21,1 млн. долл. на 2005 год. Благоприятный сценарий развития ситуации, связанный с реализацией данной программы, предполагает стабилизацию ежегодных темпов роста объема экспорта программного обеспечения на уровне 45%, начиная с 2005 года, и постепенное снижение доли «теневого» экспорта программного обеспечения до 25%. В этом случае расчетная бюджетная эффективность предлагаемых мер в различные годы составит 47-129%.

Как утверждают авторы программы, механизм софинансирования государством маркетинговых расходов мелких экспортеров полностью соответствует сложившейся практике государств—членов ВТО, в том числе Великобритании, Канады, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Кипра, Индии и Бразилии.