Выпуск цветного светодиодного прин?тера C5000 для российского бизнеса Oki, так же как и для деятельности компании на глобальном уровне, стал заметным событием

По словам главы российского представительства Oki Ильи Звонова, самым важным событием в деятельности московского офиса Oki стала практически полная замена команды менеджеров. Как правило, этот процесс в любой компании не проходит совершенно безболезненно, но к настоящему времени все «раны» уже зарубцевались.

По оценке регионального вице-президента Oki Europe Терри Лейдло, с точки зрения общего бизнеса Oki в Европе доля России составляет примерно 3-5%, и эта цифра постоянно растет, хотя, как он считает, пока не в полной мере отвечает потенциалу отечественного рынка.

Уточняя эту оценку, Звонов заметил, что в зависимости от сегмента вклад России может весьма заметно отличаться от среднего показателя.

Так, в сегменте цветной печати доля нашей страны гораздо скромнее, как и в области матричных принтеров начального уровня; однако в области специализированных матричных принтеров или монохромных настольных устройств она значительно выше.

Выпуск цветного светодиодного принтера C5000 для российского бизнеса Oki, так же как и для деятельности компании на глобальном уровне, стал заметным событием. «Эти устройства представляют большой интерес для заказчиков из среднего и малого бизнеса, работе с которыми мы уделяем повышенное внимание», — поясняет Звонов.

По его словам, принтеров серии C5000 продается в России довольно много: в штучном выражении на их долю приходится примерно 75% объема сбыта. Правда, объем их продаж несколько меньше, чем по Европе в целом, поскольку и спрос на настольные цветные устройства на российском рынке пока существенно ниже.

К нынешним особенностям российского рынка цветной печати относится более высокий — по сравнению с европейским уровнем — удельный вес моделей формата А3. Так, на каждую модель формата A3 компания продает лишь пять устройств формата A4. (Правда, в перспективе данное соотношение начнет меняться в пользу A4.)

Неоднозначна на российском рынке ситуация с голограммами, подтверждающими подлинность оригинальных расходных материалов Oki. Мера, призванная защитить репутацию компании, создает побочную проблему в канале сбыта, причем, как ни странно, в трудном положении зачастую оказываются самые активные партнеры компании, закупающие большие объемы продукции. (Суть этой проблемы в том, что у такого партнера могут одновременно оказаться на складе расходные материалы, маркированные различными голограммами, и тогда у покупателей возникает вопрос, какие же из материалов на самом деле оригинальные.)

Еще одна особенность российского бизнеса Oki очень заметно проявила себя именно в прошлом году: речь идет о зависимости рублевых цен от курсов мировых валют. Изменения этих курсов влияют на сложившийся баланс потребления оригинальных и совместимых материалов. За прошедший год из-за повышения курса евро рублевые цены на расходные материалы выросли на 20-25%, что естественным образом стимулировало некоторых потребителей к переходу на совместимые расходные материалы.

В Oki решили противостоять этой тенденции. «С целью защиты российского потребителя от роста курса евро мы договорились со штаб-квартирой о том, что будем поддерживать цены для заказчиков на постоянном уровне, а все связанные с этим издержки ?абсорбируем? внутри нашего подразделения, — уточняет Звонов. — Хотя расчетная прибыльность операций локального представительства по этой причине снижается». Впрочем, в Oki надеются, что подобная мера «адекватно воспринимается и партнерами, и заказчиками».

По мнению Звонова, прошлый год оказался очень интересным с точки зрения развития российского рынка монохромной лазерной печати. Объем его вырос весьма существенно и, судя по предварительным оценкам, в штучном выражении стал самым крупным в Европе; до сих пор эту позицию удерживала Германия.

Кроме того, заметной стала поляризация данного рынка на два ценовых сегмента (условно говоря, это принтеры с розничной ценой уровня 300 долл. и устройства дешевле 200 долл.).

Что касается рынка цветной печати, то в прошлом году он сюрпризов не преподнес, хотя и вырос, по-видимому, больше чем планировалось (за счет моделей начального уровня). Как считает Звонов, все поставщики на этом рынке растут в соответствии с темпами его развития, и соотношение их сил практически не изменилось. Поставщики пока едины в том, что заботятся главным образом о формировании соответствующего восприятия их торговым марок.

По признанию главы представительства, торговую марку Oki еще «не все в России воспринимают адекватно». «Стоял бы на наших принтерах логотип более раскрученной на потребительском рынке компании, продавать их было бы гораздо проще», — заявил он, ссылаясь на технологические достоинства продукции своей компании.

Конечно, для популяризации торговой марки можно расширить выпуск продукции нижнего ценового сегмента — пожалуй, наиболее востребованной в России. Однако в Oki на глобальном уровне отказались от стратегических инвестиций в соответствующий сегмент. (В России компания до сих пор продает в небольших количествах принтеры Okipage 8w — ежемесячно от 100 до 200 устройств.)

В наступившем году компания по-прежнему сосредоточивает усилия на производстве и продаже устройств для монохромной и цветной офисной печати. Основываясь на этих приоритетах, строит свою работу и российский офис.