Не пора ли энтузиастам отверточной сборки компьютеров обратить свое внимание на портативные ПК?
Оло 12-14 лет назад мало кто мог представить персональный компьютер хорошего качества, собранный в России. Сейчас это никого не удивляет. Такое же будущее, по мнению некоторых специалистов, ждет и мобильные платформы

Отверточная сборка ноутбуков — не сложнее, чем собрать обычный компьютер? Это шутка? Вовсе нет. То, что еще недавно казалось почти невероятным, сегодня — почти реальность. Рост популярности портативных устройств подтолкнул азиатских производителей к тому, чтобы не только собирать ноутбуки под собственными или чужими торговыми марками, но и предлагать заинтересованным партнерам так называемые ноутбучные платформы — barebone-системы, аналогичные тем, на основе которых собираются настольные ПК. С такими системами отверточная сборка (или если хотите — досборка) ноутбука действительно становится делом нехитрым. Из инструментов достаточно будет отвертки, хотя в теории желательно иметь еще и браслет для снятия электростатического напряжения.

Ноутбучные платформы, предлагаемые такими тайваньскими компаниями, как Mitac, Compal, Clevo, ASUSTeK, FIC, AOpen и др., обычно включают в себя корпус с материнской платой, системой охлаждения процессора, слотами PC Card, коммуникационными портами, съемной клавиатурой и сенсорным устройством ввода, а также аккумуляторную батарею и ЖК-дисплей. Таким образом при досборке остается лишь доукомплектовать его процессором, оперативной памятью, модулем беспроводной связи, жестким диском и оптическим накопителем (может быть, еще флоппи-дисководом). Причем последний, как правило, «сопутствует» платформе в качестве аксессуара. Можно, конечно, выбрать и стандартный вариант накопителя, предлагаемый другим производителем отдельно от платформы. Но экономия будет незначительной, а проблемы возникнуть могут (скажем, из-за отсутствия подгонки размеров накопителя под особенности корпуса платформы).

По словам Андрея Таскаева, менеджера по продуктам сферы мобильных технологий дистрибьюторской компании ASBIS, осуществляющей поставки ноутбучных платформ на российский рынок, barebone-системы для досборки ноутбуков в большинстве своем стоят в его компании до 1000 долл. От этой суммы можно отталкиваться, подсчитывая суммарную стоимость всех компонентов, необходимых для досборки полноценного ноутбука. На индивидуальных энтузиастов самостоятельной сборки в ASBIS не рассчитывают, предлагая досборку ноутбуков как бизнес-модель для мелких и средних компаний.

Безусловно, идея мелкосерийной сборки ноутбуков (или «досборки в канале», как ее еще часто называют) имеет как достоинства, так и недостатки. Уязвимые места этой модели, пожалуй, наиболее точно характеризуют представители российских компаний, занимающихся поставками портативных ПК под собственными торговыми марками (см. врезку «Перекресток мнений»). Но и они признают, что появление в России тех, кто сами себе будут собирать уже не ПК, а ноутбуки, вполне возможно.

«Такая вероятность, естественно, существует, но оценить ее я не возьмусь, — заявил заместитель директора по развитию бизнеса «НКА-Групп» Геннадий Сочилин. — Количество таких людей со временем будет постепенно увеличиваться — это факт. Уровень жизни заставляет ?нашего? человека экономить. Кроме того, у нас хорошее инженерно-техническое образование и много специалистов, которые не смогли по тем или иным причинам реализовать себя в профессиональном или карьерном плане по полученной ими ранее в вузе профессии. Сумма двух этих и ряда других факторов и заставляет все делать своими руками».

Что же касается недостатков мелкосерийной досборки ноутбуков небольшими и средними компаниями, то часть из них вполне преодолима. Сертификация платформ, тестирование готовых систем, использование легального программного обеспечения, налаживание сервиса своими силами — все это реально, хотя и может вызвать проблемы экономического характера. Можно ли их преодолеть? Непростой вопрос. По этому поводу есть разные точки зрения. В Intel, например, считают, что небольшие компании-сборщики могли бы справиться с трудностями и внести существенный вклад в увеличение объемов продаж ноутбуков.

Но главный вывод, который уже сейчас можно сделать в отношении отверточной сборки ноутбуков, думается, состоит в том, что с недавних пор она перестала восприниматься как нечто из ряда вон выходящее. У пользователей появляется еще один способ подбора конфигурации ноутбука под свои вкусы и нужды. Насколько он окажется эффективным, как обычно, покажет время.


Перекресток мнений

Андрей Таскаев, менеджер по продуктам сферы мобильных технологий компании ASBIS:

«Дистрибуция платформ — это уже свершившийся факт. Сборщиков ноутбуков для себя, я думаю, в России еще нет. Через какое-то время они, конечно, могут появиться. Модернизацию ноутбуков многие уже проводят самостоятельно. Однако в своей массе преобладать будут профессионально собранные ноутбуки, так же, как сейчас настольные ПК.

Кроме того, если вы вспомните, около 12-14 лет назад мало кто мог представить персональный компьютер хорошего качества, собранный в России. Сейчас это никого не удивляет. Такое же будущее ждет и мобильные платформы».

Михаил Резников, директор по маркетингу и связям с общественностью компании Atlantic Computers:

«Кажущаяся простота ?инсталляции в готовые платформы? других комплектующих оборачивается необходимостью высочайшего контроля продукции на входе, анализа совместимости комплектующих и квалифицированного послепродажного сервиса. Я уже не говорю о самих продажах, которые превращаются из банальной торговли «коробками» в профессиональную (с компьютерной точки зрения) работу с покупателем. На сегодняшний день найдется немного компаний, которые готовы взять на себя такую головную боль. В противном случае все может вылиться в сборку ?чего получится из того, что имеем?. Нужно ли это покупателю? Сомневаюсь».

Геннадий Сочилин, заместитель директора по развитию бизнеса компании «НКА-Групп»:

«Если под мелкосерийной сборкой иметь в виду наколенно-подвальный вариант — то есть некий ?тяп-ляп? при ожидающем товара клиенте и один универсальный синтетический тест на все разнообразие моделей плюс ?паленый? софт, — то такие ;ноутбуки? в России будут обязательно и до тех пор, пока не поднимется уровень жизни. Всегда будут компании, готовые спекульнуть и быстро заработать, не вкладывая деньги в качество и заботу о клиенте. Вопрос лишь в том, какой объем рынка займут товары, собранные таким способом?

Если же говорить о малосерийном высококультурном сборочном производстве типовых моделей, отвечающих мировым стандартам и требованиям, предъявляемым к качеству продукции, о производстве со сложной поэтапной системой тестирования, с хорошей термокамерой, с серверами и автоматической заливкой, лицензионным программным обеспечением, тонко настроенным к ?железу? и т.д., то такое производство будет экономически выгодно лишь при больших объемах».

Анжела Сю, директор российского представительства компании ASUSTeK:

«Данный вид бизнеса пока что поддерживается исключительно корпорацией Intel, потому его еще называют Intel White Box. Для реализации этой идеи в Intel выбрали нескольких партнеров, одним из них является ASUSTeK. Однако пока трудно сказать, насколько эта стратегия окажется успешной в международном масштабе, и оправдаются ли те надежды, которые возлагают на нее в Intel».

Андрей Андреев, директор по маркетингу компании Rover Computers:

«Ноутбук — во многом имиджевая вещь. Соответственно высокую стоимость для потребителя имеет его торговая марка. Именно поэтому ноутбуки зарубежных производителей успешно продаются в России, хотя они значительно дороже отечественных моделей той же конфигурации. Просто есть группа пользователей, которые готовы переплачивать за брэнд. Компании тратят огромные суммы, годами завоевывают репутацию надежных производителей, чтобы пользователи доверяли их торговым маркам. Новая марка на рынке ноутбуков без истории, без серьезного финансирования обречена на провал.

На российском рынке многие уже не раз пытались наладить производство ноутбуков ?на коленке?. Все эти проекты потерпели крах. Более того, даже продажа готовых платформ (куда нужно вставить только процессор, память и жесткий диск) не нашла поддержки у средних и мелких дилеров. Гораздо охотнее российские пользователи покупают ноутбуки известной им марки, за которой стоит качественная поддержка производителя и фирменная гарантия».

Всеволод Предтеченский, ведущий специалист представительства Intel в странах СНГ:

«Долгое время в портативных ПК применялось большое количество фирменных технологий, что мешало их стандартизации. Однако сейчас рынок ноутбуков растет, оправдывая тем самым необходимость унификации их конструктивных элементов. К тому же не будем забывать и о том, что появился новый класс ноутбуков, рассматриваемых как полноценная альтернатива настольным ПК. Уловив эти тенденции, некоторые производители портативных ПК и компонентов начали развивать новый канал поставок своей продукции — через небольших сборщиков. Мы полагаем, что этот новый канал будет способствовать существенному росту объемов продаж ноутбуков».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями