У приобретения подержанного и восстановленного оборудования есть свои плюсы и минусы

Если раньше вы не обращали внимания на рынок подержанного оборудования, то, похоже, сейчас наступает самое подходящее время, чтобы изменить эту точку зрения и с головой окунуться в мир «высокоинтеллектуального секонд-хэнда». После обвала «доткомов» на этом рынке образовался переизбыток предложений ИТ-оборудования, что сделало их выгодными для корпоративных ИТ-подразделений. Некоторые из них, стремясь к максимальной экономии средств, даже пытаются делать закупки на Internet-аукционах типа eBay.

Давайте попробуем разобраться, имеет ли смысл приобретение подержанного или восстановленного ИТ-оборудования. Согласно заявлениям некоторых ИТ-функционеров, это правильный шаг, если вы осознаете, что именно и у кого приобретаете. Ховард Бастедо, директор инженерной службы Internet-провайдера Wyoming.com со штатом ИТ-отдела в 14 человек, утверждает, что такие сделки имеют смысл, но советует потенциальным покупателям внимательнее относиться к тем, кто продает подержанные продукты.

Эффективность покупок, сделанных на торгах eBay, где можно найти коммутаторы и маршрутизаторы Cisco Systems и Foundry Networks, серверы Sun и даже телефонные коммутаторы Lucent Technologies, бывает сравнима с приобретением новой вещи стоимостью в целый доллар за 10 центов или даже меньше

«Вы не поверите, если узнаете, что нам удалось найти на этих свалках», — говорит Бастедо, перечисляя весь тот «мусор», что компания приобрела за последние два года как через оптовиков, так и на торгах eBay. В этом списке присутствуют коммутаторы и маршрутизаторы Cisco Systems и Foundry Networks, серверы Sun и даже телефонные коммутаторы Lucent Technologies. По словам Бастедо, эффективность сделанных покупок можно сравнить с приобретением новой вещи стоимостью в целый доллар за 10 центов или даже меньше.

Бастедо отмечает, что неудачных сделок у него было немного, а причина — в том, что Wyoming.com «очень разборчива в вопросе выбора продавца» и для минимизации рисков прибегает к услугам по условному депонированию и защите покупок, которые предоставляет система PayPal, используемая eBay.

«Это не только экономия средств, — поясняет Бастедо. — Это еще и возможность расширения нашей корпоративной сети и ее обновления в гораздо меньшие сроки, чем это могло бы потребоваться, если бы мы приобретали только новое оборудование».

Он также рекомендует не отказываться от приобретения оборудования, которое было возвращено первыми владельцами и впоследствии восстановлено либо модернизировано поставщиками.

«Мы обнаружили, что модернизированные рабочие станции Dell имеют меньший процент отказов, чем совершенно новые, — дело в том, что при модернизации компьютерам уделяется больше внимания в процессе тщательного тестирования и подготовки», — поясняет Бастедо.

Этьен Хэндман, технический директор Internet-компании E-Loan со штатом в 650 человек и годовым доходом в 100 млн. долл., специализирующейся в области ипотечного кредитования, рекомендует при приобретении подержанного оборудования делать упор на технику старшего класса, имеющую более длинный жизненный цикл (поэтому она устаревает медленнее) и основанную на устоявшихся технологиях (поэтому ее будет легче обслуживать).

Иными словами, чем «тяжелее железо», тем дольше оно прослужит. И наоборот. По словам Хэндмана, в E-Loan обнаружили, что покупка подержанных процессоров и материнских плат Intel лишена смысла. «Приобретение нового оборудования обходится ненамного дороже. При этом использование подержанного настолько рискованно, что в этом случае игра не стоит свеч», — пояснил он.

Хэндман также отмечает, что не стоит гнаться за приобретением с рук самых последних и мощных моделей: «На деле вы не сможете воспользоваться всеми возможностями новинки, если ее пониженная стоимость будет компенсирована отсутствием гарантий». Он предостерегает и от покупок подержанных дисковых накопителей: «Поверьте моему горькому опыту — эти диски действительно слишком изношены, а с другой стороны, новые накопители не так уж и дороги».

Техподдержка по принципу «сделай сам»

Покупка подержанного оборудования может показаться выгодным делом. Но как быть с технической поддержкой аппаратных продуктов, гарантийный срок которых давно истек? С программным обеспечением дело обстоит намного проще, особенно если речь идет о приложениях, распространяющихся с открытыми исходными текстами. Для таких программ имеется немало Web-ресурсов, где можно получить ответы, по крайней мере, на самые распространенные вопросы. С оборудованием сложнее. Поломка может оказаться фатальной.

Что делать? Покупать стандартное оборудование и научиться обслуживать его самостоятельно. Заодно прикинуть, когда окупится привлечение поддержки со стороны или, скажем, сертификация, а когда — нет.

«В нынешних экономических условиях самостоятельная техническая поддержка становится все более популярной, — говорит вице-президент компании Gartner Эрик Рокко. — Надежность оборудования растет, цены падают, нередко оказывается разумнее просто приобрести новую технику взамен сломанной. В особой степени это относится к бывшему в употреблении оборудованию, контракт на поддержку которого нередко стоит дороже его замены на новое. Для старого оборудования сложнее доставать запчасти, да и опытных сотрудников, способных эти устройства поддерживать в рабочем состоянии, найти труднее».

Чтобы удерживать стоимость внутренней технической поддержки подержанного оборудования на низком уровне, можно ограничиться покупкой только определенных типов аппаратуры. К примеру, так поступают в компании Wyoming.com.

По словам Бастедо, важным достоинством такого подхода (внутренняя стандартизация при покупке подержанного оборудования) является то, что, если какие-то устройства выходят из строя, можно предположить, что и остальные аналогичные продукты способны повести себя так же. «Мой основной метод поиска неисправностей — смотреть и сравнивать», — говорит Бастедо. Тем не менее и он заключает контракты на техническое обслуживание критически важного оборудования (например, активных сетевых устройств корпоративного класса). Причем в некоторых случаях ему удавалось убедить сторонние организации обслуживать и оборудование, на которое первоначально контракт не распространялся.