Новое требование охватывает практически все, что закупается военным ведомством Соединенных Штатов, начиная от бобов и зубной пасты и заканчивая патронами и запасными частями для танков
Американские военные планируют использовать технологию RFID для соверщенствования всех аспектов цепочек поставок министерства обороны. Ожидается, что она поможет добиться более высоких показателей в «управлении качеством данных, прозрачности имеющихся активов и поддержке материально-технической части»

Представители Министерства обороны США объявили, что к январю 2005 года потребуют от всех своих поставщиков размещения на паллетах и коробках ярлыков для идентификации поставляемой продукции с помощью радиометок (Radio Frequency Identification, RFID). Это обязательное требование, вероятно, повлечет за собой еще более далеко идущие последствия, чем аналогичная инициатива, предпринятая руководством розничной сети Wal-Mart Stores в июне.

Ожидается, что одобрение данной технологии Пентагоном и гигантом розничной торговли заставит производителей и дистрибьюторов готовой продукции в течение ближайших 15 месяцев инвестировать значительные средства в свою ИТ-инфраструктуру.

Новое требование охватывает практически все, что закупается военным ведомством США, начиная от бобов и зубной пасты и заканчивая патронами и запасными частями для танков.

«RFID-ярлыки будут использоваться для того, чтобы следить за движением поставляемой продукции, ассортимент которой насчитывает 45 млн. наименований», — отметил помощник заместителя министра обороны США по интеграции цепочек поставок Алан Эстевес.

Эстевес не смог назвать количество поставщиков, на которых будет распространяться политика RFID. Конкретные цифры приводятся в документе, подписанном заместителем министра обороны по логистике Майклом Уинном. По оценкам службы логистики министерства, в прошлом году общая сумма закупок составила 24 млрд. долл., а в настоящее время снабжением военных занимаются 23 642 поставщика.

Подобно сети Wal-Mart, которая требует перехода на технологию RFID от 100 своих крупнейших поставщиков, Пентагон планирует использовать стандарт EPC (Electronic Product Code), который разрабатывается EPCglobal — совместным предприятием Uniform Code Council и EAN International.

В сентябре представители EPCglobal (прежнее название AutoID) обнародовали технические спецификации сети EPC, построенной на базе RFID, а также поддерживающей ее инфраструктуры.

По признанию Эстевеса, Министерство обороны вынашивает весьма амбициозные планы внедрения технологии RFID в очень сжатые сроки. Тем не менее в Пентагоне надеются, что поставщики смогут уложиться в эти жесткие временные рамки.

Однако аналитик компании AMR Research Кара Романоу, перечислившая многие препятствия на пути развертывания соответствующего аппаратного и программного обеспечения, считает, что планировать переход Пентагона и Wal-Mart на новую систему в начале 2005 года просто неразумно. В настоящее время ошибки при считывании радиочастотных меток достигают 20%, а сама технология не может работать в тех жестких условиях, в которых зачастую находятся армейские подразделения.

Еще одним барьером на пути внедрения такой системы является стоимость необходимого оборудования. Радиометки сегодня обходятся не менее 50 центов за штуку. Руководству Wal-Mart хотелось бы, чтобы их цена не превышала 5 центов за штуку. По словам Эстевеса, Министерство обороны также занимается поиском «минимально возможных цен», но конкретные цифры он назвать отказался.

Помимо требований к размещению пассивных RFID-ярлыков на паллетах и коробках, Пентагон определил правила оборудования активными ярлыками 20- и 40-футовых контейнеров, используемых Министерством обороны. В настоящее время подобные контейнеры чаще всего применяются при организации поставок для армии США.

Активные ярлыки поддерживают дополнительные возможности по сравнению с пассивными, но и стоят при этом значительно дороже. Сторонники технологии RFID утверждают, что ярлыки обоих типов позволяют получить гораздо более подробную информацию о продуктах и материалах по сравнению с обычными штрих-кодами.

Уинн отметил, что военные планируют использовать технологию RFID для совершенствования всех аспектов цепочек поставок Министерства обороны. Ожидается, что она поможет добиться более высоких показателей в «управлении качеством данных, прозрачности имеющихся активов и поддержке материально-технической части».

«Однако при этом многим поставщикам придется вложить весьма существенные суммы в поддержку технологии RFID, не получив при этом сколько-нибудь весомой отдачи, если не считать соблюдения обязательных требований Министерства обороны, — заметил аналитик компании Venture DevelopmentМайк Лайэрд. — Стоимость оборудования только одного склада с RFID-сканерами и другими необходимыми системами может достигать 100 тыс. долл.».

Правда, данные, которые позволяет получить технология RFID, вполне могут окупить эти затраты за счет улучшения управления запасами. Если все сделать правильно, ярлыки RFID помогут гарантировать присутствие всех имеющихся товаров на полках магазинов и снизить расходы на складское хранение.

По оценкам Романоу, P&G и еще почти 100 компаниям, работающим как с Wal-Mart, так и с Пентагоном, до конца 2004 года придется потратить на освоение новой технологии около 2 млрд. долл. Только в этом случае они смогут выполнить обязательное требование по переходу на RFID.


Как работают RFID-системы

  • Пассивные RFID-устройства имеют встроенную антенну с диапазоном действия около 30 м; эти антенны принимают сигналы слабых радиопередатчиков, производящих опрос RFID-устройств.
  • Активные RFID-устройства имеют встроенные минипередатчики и средства хранения данных, доступ к ним может осуществляться с расстояний около 1 км.
  • Пассивные устройства могут хранить 128 байт данных, активные - 128 Кбайт. Для сравнения: штрих-код несет в себе 1,1 байт информации.
  • RFID-системы позволяют считывать информацию с ярлыков на коробках, уложенных штабелями; при этом этикетки не должны находиться в зоне прямой видимости.
  • RFID-ярлыки можно использовать для отслеживания перемещений багажа; их можно также вшивать в одежду.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями