Московское представительство компании «подчиняет» СНГ. И становится российским производителем.
Александр Казин: «Мы выполним все обещания, данные нашим партнерам»

Открывая 16 мая ежегодную партнерскую конференцию Fujitsu Siemens Computers, менеджер по развитию бизнеса в регионе EMEA Юрген Аренд назвал это мероприятие знаменательным событием, поскольку оно проводится после создания в апреле единой структуры компании на всей территории СНГ. Руководство новым региональным подразделением осуществляется московским представительством Fujitsu Siemens Computers, глава которого Александр Казин отвечает теперь за деятельность компании как в России, так и в других странах СНГ.

Одной из причин появления единой организации Fujitsu Siemens Computers в нашем регионе (ранее операциями в СНГ руководили непосредственно из Германии) стало желание повысить эффективность бизнеса в странах, партнеры в которых «в буквальном и переносном смысле говорят на одном языке». Появилась, например, возможность заметно улучшить техническую поддержку в области Unix-систем, продвижение которых относится к приоритетным направлениям бизнеса компании, и организовать обмен опытом реализации проектов для вертикальных рынков. Принято решение увеличить состав группы предпродажной подготовки, деятельность которой распространится в страны СНГ. Для того чтобы исключить опасения, связанные главным образом с возможным переделом рынка между партнерами и возникновением ценовой конкуренции, было принято решение не менять устоявшиеся границы их работы и определять отпускную стоимость продуктов в соответствии с партнерскими статусами (правда, наряду с этим предусмотрена возможность предоставления специальных условий для компаний, участвующих в тендерах на реализацию проектов).

В результате всех этих преобразований к московской команде FSC, в состав которой уже входит 25 сотрудников, добавились около 10 человек из региональных подразделений и пять из Дрездена — тех, чья работа связана только с бизнесом в России и других странах СНГ. Объединение способствует решению такой важной проблемы, как увеличение числа партнеров второго уровня и расширение регионов их деятельности. Так, к имеющимся на сегодняшний день 134 российским авторизованным реселлерам (за последнее время их количество ежегодно удваивалось), присоединились около 100 компаний, поставляющих продукты Fujitsu Siemens на Украине, в Белоруссии, Казахстане, странах Средней Азии и Закавказья.

В странах СНГ на компьютеры Fujitsu Siemens, по мнению работающих там партнеров, приходится от 20 до 30% от продаж ведущих западных производителей. При интерпретации этих оценок следует учитывать, что на Украине, например, доля западных компьютеров составляет не более 15% соответствующего сегмента рынка, а объем всего рынка ИТ не превышает 20-25% рынка России. В нашей стране (по мнению одного из дистрибьюторов) на долю ПК Fujitsu Siemens приходится не более 3% от объема продаж зарубежных компьютеров известных марок, но в то же время эта компания является лидером по темпам роста их продаж.

Как и у большинства других крупных западных производителей, российский бизнес Fujitsu Siemens развивается успешно. Рост оборота в 2002 году составил 78%, около 25% продаж пришлись на ноутбуки, карманные компьютеры и планшетные ПК; приблизительно 20% — на Unix-системы и устройства хранения данных; 15% — на Intel-серверы Primergy. В оставшихся 40% превалируют персональные компьютеры. Увеличение продаж ПК достигло 101%, ноутбуков — 65%, Unix-серверов — 37%. Рост доходов от поставок Intel-серверов и систем хранения характеризуется трехзначными показателями, что свидетельствует о незначительных пока абсолютных данных. Продажи мониторов упали на 36%.

В течение прошедшего года, по мнению Казина, изменилась структура российского ИТ-рынка. Заметно увеличилась доля решений для крупных предприятий, подпитываемых, в частности, государственными программами. Опережающими темпами растет внедрение Unix-систем, ноутбуки относятся к наиболее быстро развивающимся секторам рынка. И хотя темпы роста продаж устройств хранения не оправдали ожиданий, в целом рост корпоративного сегмента можно оценить приблизительно в 40%. Казин полагает, что из-за возможного снижения цен на нефть и изменения международной ситуации после войны в Ираке повысится интерес к российской военной технике (сейчас годовой объем этого рынка составляет около 4 млрд. долл.), что может привести к «смещению» ИТ-проектов в область производственных предприятий, в том числе относящихся к ВПК. Это, в свою очередь, чревато ужесточением экспортного контроля, прежде всего США, на поставку в Россию высокопроизводительного ИТ-оборудования.

Важнейшим событием 2003 года станет запланированное на июнь открытие российского предприятия — ООО Fujitsu Siemens Computers, решение о создании которого было принято после длительных обсуждений на уровне высшего руководства компании. Российское ООО обеспечит предоставление услуг в процессе предпроектной подготовки и реализации проектов. В этой компании создается сервисный склад, и ее специалисты будут развивать и координировать работу сервисных центров, которые уже существуют почти в 90 городах России, а также формировать их в странах СНГ. И, наконец, одна из важнейших задач российского Fujitsu Siemens — организация сборки компьютеров на заводе «Квант». Там уже было выпущено более 20 тыс. ПК Scenic T, главным образом для МПС. В настоящее время на первом этапе будут производиться компьютеры Scenic P300 для предприятий среднего и малого бизнеса, которые, как полагают, будут на 10% дешевле ПК, выпущенных в Германии. Ожидается, что начальная производительность российской сборки составит около 1,5 тыс. ПК в месяц, а в конечном итоге будет доведена до 40 тыс. ПК в год.